18-19 марта 2017 команда "Красноярский рогейн" приняла участие в Омском весеннем экстрим-походе, продолжительностью 25 часов.
ВЕСЕННИЙ ЭКСТРИМ
Пролог.
На Омский весенний экстрим-поход мы собирались поехать давно. Как только поняли, что моя травмированная нога окрепла, мы начали подготовку. С большим трудом, буквально в последний момент, нам удалось найти третьего человека в команду. Этим человеком стал Волков Александр.
Саму гонку собирались преодолевать на снегоступах, как и в предыдущие года. Поэтому готовили свои ноги всю зиму к серьезному снеговому испытанию.
В Омск и обратно решили поехать на поезде. Это давало возможность немного отдохнуть после гонки перед трудовыми буднями.
И вот, в четверг (16 марта) мы с большими рюкзаками, снегоступами и прочими нужными вещами выдвигаемся на поезде в Омск. Приехали в пятницу (17 марта) днем. Заселились в Центре туризма. Обстановка, прямо сказать, непритязательная. В комнатах все очень скромно: кровати, стол, пара стульев и все! Ну, в нашей комнате был еще и небольшой шкаф. Кушать готовили на маленькой кухоньке, которой пользовался вахтер.
Сходили в магазин, закупили недостающее для гонки. Спать легли не поздно, с желанием, как можно больше поспать перед суточной гонкой. Но уже в 9 утра мы все были на ногах. Привычка!
На старт нас любезно согласился подвести Рагозин Вова! И кстати, после гонки он тоже мог нас отвезти обратно в город. За что ему респект и уважуха!
Старт.
На место регистрации (пос. Дачный) мы приехали за 1,5 часа до старта. Быстренько прошли регистрацию и стали ждать, когда начнут выдавать карты. Пока мы ждали, смогли оценить своих конкурентов и их инвентарь. Были всего пара команд, которые мы знали. Инвентарь разнился! Были беговые лыжи, охотничьи лыжи, что-то промежуточное между первыми двумя вариантами. Так же была еще одна команда (помимо нас), которая собиралась использовать на гонке снегоступы. Конкурентная фирма – предположили мы!
Общая схема стыковки карт. Оценка КП.
И вот, долгожданная выдача карт. На руки мы получаем комплект карт (6 штук). Карты различных масштабов и рисовок. Есть и космические снимки. Так же выдается легенда контрольных пунктов (КП), и еще бумажка с указанием стоимости КП. В этом году организаторы предложили нам следующую градацию КП. Те КП, у которых номер оканчивался на не четную цифру – стоили 1 балл. Если в конце номера КП четная цифра, то КП стоит 2 балла. Если Последняя цифра в номере КП (0) – то стоимость 4 балла. Всего же в картах было 144 КП.
Процесс планирования
Нам предстояло в течении часа определить стоимость всех КП во всех картах и спланировать свой маршрут наиболее оптимально. Мы выделителями раскрасили все КП и принялись планировать. Среднюю скорость перемещения заложили 2,5 км/час с учетом маленьких перерывов. Спланировали маршрут, определили 2-е дополнительных петли. В итоге, решили зайти подальше в карту №1 на севере, вместо той петли , что на юге в картах-снимках. Но и на юге петлю оставили прозапас. Прокрутили курвиметром побыстрому сложившийся маршрут, получился километраж 55-57 км. Мы так и планировали. Теперь оставалось только поместить все карты в файлы и заклеить скотчем.
Затем был предстартовый брифинг на улице, где главный судья сообщил нам, что ночью температура может опуститься до – 20 градусов. Вот тебе и весенний экстрим-поход! Но ведь это же ЭКСТРИМ!!!!
Общая фотография перед стартом.
Гонка началась.
Сразу сообщаю, что отметка на данном экстрим-походе осуществляется фотофиксацией и отметкой КП в путевом листе. Чтобы фотографироваться у некоторых КП, не обязательно подходить к ним вплотную. Одно из таких малочисленных КП было у самого старта – пожарная вышка(№175)! Народ выскочил из деревни и устроил фотосессию!
Наше первое КП (пожарная башня).
Не буду утомлять читателя цепочками КП, которые мы планировали пройти, напишу только, что мы с самого начала разделил свой маршрут на контрольные точки, в которых мы планировали отдыхать, перекусывать и отслеживать свой график.
Карта №1 (спортивная карта, М1:20000).
Так вот с самого начала гонки почти все команды отправились в карту №1 (спортивная карта). Там было достаточно много дорогих (4 балла) КП, поэтому вполне логично было заложить петельку через них. Но мы заложили петельку покрупнее, поэтому уже через полчаса мы в гордом одиночестве месили снег в лесу. Снег проваливался на 30-40 см, наста не было. Это удручало. Мы настроились на то, что предстоит долго терпеть снегомес. Но мы подозревали, что когда мы дойдем до следующего дорого КП, там уже будут следы лыжников. Еще мы надеялись использовать следы снегоходов.
Начало положено! Настроение отличное!
В течении первых 3-х часов мы стали потихоньку отставать от графика. Но вдруг выпали на снегоходную тропу и по ней очень резво «прискакали» на контрольную точку «3 часа». Мы снова в графике. Дальше мы использовали следы лыжников и дороги. В некоторых местах мы наткнулись на вырубки, которых не было в карте. Ну, может быть, когда-нибудь внесут.
Александр чувствовал себя нормально, и это радовало! Но ближе к выходу из первой карты, у него начали разрываться резинки на снегоступах, которые держали переднюю часть ботинок. Очень быстро было принято решение – примотать это дело скотчем! Но в этом случае Саня не сможет больше снять снегоступы. Да и ладно! Зачем их снимать? Снег же вокруг! Короче, примотали Саню к снегоступам скотчем и отправились дальше.
Ну все! Теперь не убежишь!
Темное время
Во вторую карту перешли по графику. Отставание составляло около 5 минут. Не значительно! Перекусили и отправились дальше. А далее наш маршрут проходил по спортивной карте, но уже меньшего масштаба. Фишка этой карты была в том, что при распечатке, напрочь отсутствовал зеленый цвет. А это значит, что все посадки и зеленки превратились в поляны! КРУТЯК!!! МЕГА КАРТА!!! Желто-белая вся!
Ну а что, что-то новенькое – так мы подумали еще при планировании!
Карта №2 (Спортивная карта, М 1:10000).
Время было уже 19:30. Стало темнеть, и мы одели налобные фонари. Через полчаса мы влетели по дороге на один из КП. Попали в параллельную ситуацию. Не сразу поняли, что ищем КП еще за 300 метров до его месторасположения. Потеряли 10 минут. Зато объяснили Сане на этом примере, что такое параллельная ситуация!
По ходу движения по карте №2.
Потом нам пришлось менять свой маршрут, так как нам пришлось бы 1 км снова месить снег по дороге, которой нет. Решили, что лучше мы наберем немного километраж, но зато сэкономим силы – и прошли обратно своим же маршрутом, но по хорошей дороге и очень быстро! После этого у нас по плану был перекус с отдыхом, где выяснилось, что мы отстаем от графика уже почти на 20 минут. Вот они – залет и изменение маршрута! Стало холодать! И мы начали потихоньку утепляться. Во время перекуса Саня каким-то чудным образом умудрился порезать себе нос, пока одевал кофту. Пришлось нам ему на нос приклеить бумажку, чтобы она хоть как-то остановила кровь.
Саня уже успел травмироваться.
После этого мы снова изменили маршрут, опираясь на покрытие под ногами, и добавили себе еще несколько сотен метров.
В итоге, после всех этих метаний и изменений маршрутов, к выходу из карты мы имели отставание в 30 минут от графика. Хотя скорость наша была гораздо выше, чем в первой карте. Начали мучать различные сомнения, почему такое произошло? И мучали эти сомнения меня потом еще долго.
Уже потом, в поезде, по дороге домой, я еще раз все проанализировал и посчитал. Выяснилось, что за счет этих мытарств по карте мы преодолели лишние 1,4 км. А это как раз дополнительные 20-23 минуты времени, учитывая нашу скорость на тот момент.
Итак, спустя семь с хвостиком часов после старта, мы с отставанием в 30 минут врываемся в Гугл-карты!!! Ну, сейчас начнется веселуха – промелькнуло у меня в голове. Дело в том, что Гугл-карты – это каждый год лотерея. Не знаешь, чего ожидать от полей. То ли будет наст, то ли нет! Высокая будет скорость или нет.
Карта №3 (Гугл-снимок, М 1:30000).
И вот, мы идем по еле заметной, занесеной снегом снегоходной, тропе в направлении к КП. Впереди почти ничего не видно. Околки леса распознать практически невозможно. А ведь только по ним мы сможем ориентироваться в ближайшие 10 часов. И ночь еще не началась…
Мы аккуратно, опираясь только на компас, дошли до нужного нам околка с КП. Там я спросил у Сани, как ему Гугл-карты! На что услышал, отдающий безнадегой, ответ, что один бы он тут вообще никогда ничего не нашел!!! И что в таком случае он пошел бы немедленно сходить и эвакуироваться! Только вот куда идти, куда сходить? Мы посмеялись, пошутили! Бросили рюкзаки и отправились за одним КП (2 балла). Там тоже все как-то размыто оказалось! Но нашли КП!!!
Стало очевидным, что к этой карте нужно привыкать! Иногда мы выключали фонари, чтобы определить на горизонте те околки леса, которые нам нужны. На полях оказался наст – и этот факт весьма бодрил! Но мне никак не давало покоя то, что мы так сильно отстали от графика. Надежда была на то, что благодаря насту мы сможем наверстать график.
Через какое-то время мы наконец-то встретили людей. Это была команда лыжников. Они прошли недалеко от нас. Стало веселее – наконец-то мы кого-то встретили на гонке!!!
Мы бросили рюкзаки и сходили за дорогим КП (4 балла, №510). Затем устроили небольшой отдых 10 мин. Наше отставание уже составляло 25 минут. Я предложил дальше по дороге откинуть одно КП, стоимостью в 1 балл, что даст нам возможность отыграть еще хотя бы 10-15 минут. Так и сделали. Затем мы удачно взяли КП в углу поляны. Оно стоит не там, где указано, но мы помнили об этом. В этом месте все было в лыжнях лыжников, но ни одна лыжня не подходила к КП. Стало ясно, что эти команды так и не нашли данное КП. А учитывая, что КП не оснащены светоотражающей лентой – это вполне естественно.
Дальше, немного КП, и мы вываливаемся на асфальтированную дорогу. Но снегоступы снимать не стали. Саня, так вообще не снимет, даже при желании! И мы по бровке доковырялись до следующего КП, время от времени высекая искры металлическими шипами снегоступов из асфальта.
Экватор гонки.
Мы все ближе подбирались к экватору гонки! Все понемногу уставали. Да и холод только набирал свою силу. Долго сидеть на одном месте не сильно хотелось, сразу прихватывало морозом.
И вот, судя по времени, нам пора делать привал. Но, исходя из контрольных точек в карте, мы еще не дошли до привала. Но, тем не менее, временные критерии важнее, поэтому мы остаемся на месте и начинаем искать место для костра. Время уже 3 часа ночи. К слову, расположились мы недалеко от КП 240. Нашли сваленное дерево и возле него решили расположиться. Саня отправился за дровами, я же начал выкапывать яму, чтобы докопаться до земли. Снял снегоступы и использовал один из них в качестве лопаты. Пытался копать еще и хобой. Я прокопал около 60-70 см, а земли все не было. Как-то все затягивалось. Решил сделать яму пошире, и на этом успокоится. Наверняка до земли осталось совсем немного. Костер развели быстро. Дрова оказались сухими! Тепло! Но долго не посидишь, нужно еще дров, чтобы просидеть 2 часа. Немного сняв крепатуру коньячком, мы с Саней отправились за дровами, Лена тем временем занималась приготовлением еды. Ножовка, которую я взял с собой весьма пригодилась! И Саня очень заценил этот инструмент в диких условиях!!! В итоге, спустя 1 час после начала нашего привала мы сидели у костра и готовились кушать.
Ночная тусовка у костра. Отдых.
Мы должны были выдвинуться в путь в 5 часов утра. Так что оставался еще час, чтобы снова наполнить термосы. У нас была с собой супер горелка. Но в таких холодных условиях она горела не так быстро, как нам хотелось бы. В общем, на подогрев воды для трех термосов нам потребовалось больше времени. По ходу дела, к нам подошли две команды. Они не стали вставать на привал с нами. Наверное от того, что яма, в которой мы сидели, была глубока и не так широка, чтобы вошло еще 3-4 человека. А костер был в самом низу, и к нему невозможно было подойти из вне.
Вторая часть гонки
Накипитив воды, мы выдвинулись в путь в 5:17 утра. Мы вышли позднее, чем нужно на 17 минут, тем самым схватив еще отставание от графика. Пройдя по полю минут 10, мы почувствовали, что наши ресницы начинают слипаться, нос начинает подмерзать. А мне вообще показалось, что у меня стало побаливать горло. Видимо, действительно на улице было под -20 градусов. Весьма жестоко! Ну, ведь это же ЭКСТРИМ!!!! Хотели экстрима – БЕРИТЕ!!! НАСЛАЖДАЙТЕСЬ!!!
И мы наслаждались, как могли. И насладились настолько, что на следующем КП влетели на 10 минут. Искали КП в околке леса, как отображено на карте. А КП оказался – бетонный столб (опора ЛЭП). Это было указано в легендах. Но Лена поздно предложила глянуть в легенды, чтобы проверить. А учитывая тот факт, что номер КП в наших картах был частично скрыт линией фломастера, дело резко усложнилось! И начали мы подбирать числа, чтобы узнать легенду. И узнали! Но время было потеряно. Опять… Тогда мы решили отбросить еще одно КП по дороге (2 балла).
Далее наш маршрут проходил через дорогое КП. Только из-за него мы запланировали такой путь следования. Лена предложила не ходить за ним, когда мы уже шли на него. Мы подискутировали на этот счет и все-таки пошли за ним. Зашли хитро, чуть ли не обратным ходом. Зато по снегоходным тропам. Не пришлось тропить более 700 метров по поляне. Потихоньку наш километраж обрастал дополнительными петлями. Всего этого мы не учитывали при планировании маршрута изначально. Нет, конечно, погрешность заложена, но не столь большая. Оставалось только надеяться, что скорость во второй карте Гугл немного вырастет.
Приближается утро!
В 8:20 утра мы на всех парах ворвались во вторую карту Гугл. Это тоже был черно-белый снимок. Солнце стало потихоньку завладевать небом, и температура стала подниматься. И нам становилось веселее, а то уже даже ноги стало прихватывать морозом.
Карта №4 (Гугл-снимок, М 1:30000).
В этой карте Гугл мы снова наткнулись на следы лыжников. Им то по насту скользить было в радость. Нам же приходилось все равно переставлять ноги. Далее, наш маршрут проходил без изменений. И почти всю карту мы прошли без происшествий. Только ближе к концу, мы вышли на место, где должен быть околок леса с КП, а его не было. Колхозники вырубили лесочек, и КП вместе с ним. Ну, мы отфотографировали там все для судей и сели отдохнуть.
Где-то здесь должен расти лес! Отсутствующее КП.
Очередная контрольная точка – опоздание 20 минут от графика. Наша скорость была выше планируемой, благодаря насту. Но, не столь высока, чтобы отыграть наше отставание.
Наст на полях был хитрым. Он то проваливался, то вообще никак не реагировал на наше присутствие на нем. Из-за этого ногам все время было неудобно. Это начинало раздражать. Но мы неумолимо неслись к своей цели – карта №5 (финишная)!
Утренние пейзажи.
Уже у самого выхода из карты Гугл мы увидели команду лыжников, они уже переходили в последнюю карту. Вот оно – погоня!!! Азарт!!! Но не долго. Пока мы дошли до КП, пока отметились, попили, лыжников и след простыл!
Но в следующей карте мы их все-таки догнали!
Финишная карта
И вот мы в финишной карте. Время 12:30 дня. Наше отставание от графика составляет всего 10 минут. И я уже было приободрился, но … Мы решили отдохнуть последний раз перед финальным рывком в 3,5 часа. Финишировать мы должны до 16:00.
Финишная карта №5 (спортивные карты, М 1:12500, М 1:7500).
И вот наше отставание снова все те же мистические 20 минут!!! Будь они прокляты!
В конце маршрута заложена петля в 1 час, чтобы взять дорогое КП (4 балла). В итоге остается всего 2,5 часа, чтобы пройти маршрут и оказаться в контрольной точке в нужное время. В этой карте много лыжней, и на это мы рассчитывали! Позднее выяснилось, что лыжни только в центральной части карты, а наш маршрут сначала проходил по ее краям. А там было, как в первой карте. Так что снова предстояло прилично помесить снег.
Все устали! Ноги гудели. У Лены вдруг сильно разболелась голова. И никакие наркотики ей не помогали. Ей предстояло терпеть эту боль до финиша. Жестоко! Саня держался, но видно было, что ему тяжело. Я решил поменьше загружать его топтанием снега. Но через 1,5 часа топтания тоже почувствовал приличную усталость. Вот оно, ради чего все это делается! Те самые последние несколько часов САМОПРЕВОЗМОГАНИЯ! Мы отбрасываем одно дешевое КП (1 балл) в дальнем северо-западном углу карты, в надежде на то, что это даст нам шанс уйти все-таки за дорогим КП на петлю в южной части карты. Но нет. Усталость делает свое дело – скорость падает. Как только мы вошли в центральную часть карты, я достал еще одну карту. Это карта для зимнего ориентирования, на которой указаны все лыжни в данном районе. И мы прокладываем свой маршрут по этим лыжням. Прямо почувствовали себя ориентировщиками-зимниками!
Адская усталость!
И вот последняя контрольная точка. Остается еще более 40 минут до финиша. И мы отправляемся за еще одним КП (2 балла). Но на то, чтобы пройти последнюю петлю, времени уже не хватает. Только если мы побежим бегом по лыжням, мы успеем преодолеть то, что спланировали. В итоге, мы отказываемся от этой идеи, и возвращаемся на финиш в 15:47. За 13 минут до окончания контрольного времени.
Жаль, каких-то 20 минут нам не хватало, чтобы пройти последнюю петлю…
Долгожданный финиш!
На финише
Солнце давно уже овладело небом, холод отступил. Да и не почувствовали бы мы его в последние 3 часа гонки. На финише толпились закончившие гонку команды. Небольшая суматоха вокруг. Мы делаем последнюю финишную фотографию, и я отправляюсь к судьям в домик, чтобы считать флеш-карту из фотоаппарата. На улице судьями был организован столик с плюшками и чаем. Был и костер!
Вот и все! Все кончилось! Подъехал Вован, чтобы забрать нас со старта и увезти в Центр туризма в г. Омск. Еще до гонки Вован собирал заказы, чтобы нам привезти на финиш. Привез все!!! Мы конечно принялись все поглощать еще по дороге домой. Параллельно немного сняли крепатуру.
Хочется выразить благодарность организаторам весеннего экстрим-похода, за то, что ежегодно проводят этот старт, не смотря на то, что команд-суточников совсем не много. В этом году на старт экстрим-похода вышло 8 команд. 1 команда сошла по ходу гонки.
Саня Волков прошел свой первый в жизни экстрим-поход! За это организаторы подарили ему эксклюзивную кружку! Мелочь, а приятно!
А дальше, Вован увез нас обратно к месту нашей дислокации. Там мы помылись, поели и завалились спать! А на утро, погрузившись в поезд, отправились обратно в Красноярск.
Итоги
В итоге, мы заняли 2 место из 8 команд. Первое место заняла команда «Крокус». Молодцы ребята!
Мы проиграли первому месту всего 2 балла. Это 1-2 КП. В общем, нам не хватило для победы тех самых 20 минут, которые мы все время пытались отыграть! Ну что же, такое бывает! Все в копилочку опыта.
Вместо запланированных 57 км, мы преодолели 67 км. Видимо, множество петель на заходах и выходах с КП сложились в 10 км. Наша средняя скорость перемещения составила 2,8 км/час.
Мы проанализировали свои залеты. Это ошибки, связанные с усталостью, и как следствие, падением концентрации. Учтем это на будущее.