7-9 мая 2016 года на Алтае (район Белокурихи) состоялся Весенний марафон 2016. Это экстрим-поход по тайге, длительностью 54 часа. Команда "Красноярский рогейн" приняла в нем участие.
"АЛТАЙСКИЙ ЭКСТРИМ"
«Не все доживут до вечера! А те, кто доживут - будут завидовать мертвым…»
Этот экстрим-поход мы ждали с нетерпением. В прошлом году мы проанализировали свой проигрыш лидерам. Сделали соответствующие выводы, наметили новую методику прохождения маршрута. Осталось только приехать на гонку и попытаться победить, используя новый подход.
На самом деле, новый подход был очень простой – как можно меньше спать, как можно дольше идти! Но об этом позже. А теперь все по порядку.
Мы с женой – рогейнеры. Привыкли ходить все гонки вместе и только вдвоем. Экстрим-походы – сложные и немного опасные гонки по таежной местности, как правило. Поэтому, в такие мероприятия участников выпускают командами от 4 человек. Мы же с женой хотели практически не спать на всем протяжении экстрим-похода. Мы на 70 процентов уверены, что у нас получится это сделать. Но, вот смогут ли так сделать остальные члены нашей экспедиции – этот вопрос настораживал. Такие эксперименты могут закончиться провалом. Сначала мы хотели все это испытать на себе, а уж потом звать в команду еще людей, чтобы «убивать» их!
Лучший вариант для нас, это если на экстрим-походе введут категорию «Связки». Это команда из двух человек. Конечно, в этом зачете к связкам требования выше, чем к командам из 4 человек. Нужны обязательно разряды по спортивному туризму не ниже 2-го взрослого.
И вот за месяц до Весеннего экстрим-похода мы узнаем, что введен зачет «Связки». Ура! Ведь за зиму нам удалось оформить разряды по спортивному туризму, которые мы выполнили на Берендейском марафоне осенью 2015 года. И мы начали настраиваться! Район соревнований располагался на Алтае, севернее курорта Белокуриха. Организаторами было заявлено, что в карте соревнований есть гора, высотой 1400 метров. Ммммм…, вкуснатища!
Старт экстрим-похода планировался в селе Никольское. Регистрация участников в селе Алтайское. Из Алтайского на место старта организаторы обещали организовать автобус. Финиш гонки – в селе Даниловка. До места регистрации мы решили добираться на машине. Придумали хитрый план. Мы решили устроить некую перевалочную базу в Барнауле, дома у Пустовойтова Ивана. И оттуда уже с упакованными рюкзаками ехать на старт. До Алтайского от Барнаула было около 230 км.
Подготовка к отъезду из Красноярска.
Итак, в ночь с 4-го на 5-ое мая, в районе часа ночи мы выдвинулись в город Барнаул. Расчет был такой, за ночь, по пустой трассе проскочить до Кемерово.На подъезде к Кемерово нас нагоняет рассвет - ярко красный диск внезапно появляется позади нас, знаменуя начало нового дня.
Рассвет.
Дальше уже трафик должен был быть поменьше, так как мы собирались ехать не через Новосибирск, а через Ленинск-Кузнецкий. И вот, в 7 утра мы покидаем Кемерово, еле зацепив утренние пробки. И тут начинается автоориентирование. Едем аккуратно, высматриваем знаки и указатели. Добираемся до Ленинск-Кузнецка, каким-то витееватым путем прорываемся через него. Мы ориентировщики, так что мы решили использовать дорогу, срезающую путь километров на 50 примерно. Но мы не знали, какое там покрытие.
Перекус! Стелла на въезде в Ленинск-Кузнецкий.
В общем, попадаем мы на нужную нам дорогу – а она в хорошем состоянии. И мы отлично подрезаем на трассу до Барнаула. Там уже проще.Проезжаем место границы Кемеровской области и Алтайского края. В этом месте в прошлом году был старт Весеннего марафона 2015. В этом году нам придеться стартовать гораздо дальше от этого места.
Граница Кемеровской области и Алтайского края.
В Барнауле мы, конечно, запарились искать дом Ивана. Схема, которая была у нас на руках, была слишком крупного масштаба. Так что пришлось нам поездить по Барнаулу лишнего…
Мы в пути. Мост на въезде в Барнаул.
И вот, спустя 12 часов после выезда из Красноярска, мы у Ивана дома.
Добрались до дома Ивана (г. Барнаул).
Подготовка
Отоспались часика 3, затем Иван нас разбудил. Подтянулись наши Барнаульские друзья-ориентировщики: Диман Першин и Макс Опарин. Посидели немного, сходили в баньку, пригубили пивка.
Шашлыки с Барнаульскими ориентировщиками.
Мама Ивана все время пыталась нас накормить до отвала. Но мы не могли столько есть, да и нельзя было. В преддверии гонки, мы наоборот, должны были переходить на мало порционное питание. Ведь на гонке наш паек будет еще меньше. Мы должны быть готовы к этому.
Следующий день мы полностью провели в Барнауле. Отоспались как можно дольше. Затем закупились всем недостающим для гонки, составили график питания и прохождения будущей дистанции. По расчетам получилось, что за все время гонки мы должны будем преодолеть порядка 92-96 км. Цифра не маленькая, особенно, если учесть перепад рельефа. Но на тот момент, мы не представляли, как будет выглядеть сама местность, и это сыграло свою негативную роль, впоследствии… Мы упаковали свои рюкзаки, их вес получился следующим: Лена – 9 кг, Игорь – 13 кг. И это еще без воды. Решили выложить палатку, взяли лишь один самодельный навес. Вес моего рюкзака стал около 11 кг. Ну, супер!!!
Наша перевалочная база. Составление графика будущего маршрута.
9 мая в 4 утра подъем! Выезд в 5:30. Мы рассчитали, что 3,5 часов нам хватит, чтобы добраться до места старта, расположенном в 230 км от Барнаула. Дорога пролегала через Бийск. И тут мы ошиблись – пропустили нужный нам поворот на Белокуриху. Вовремя спохватившись, мы вернулись обратно, и обнаружили нужную нам дорогу! Но время было потеряно. Время таяло неумолимо – мы неслись по открытым пространствам, а перед нами постепенно вырастала стена из гор… Вот туда мы и пойдем сегодня!
На место регистрации в селе Алтайское мы опоздали минут на 15. Автобус уже был загружен и собирался отправляться на место старта, которое располагалось еще в 30-35 км в пос. Никольское. Мы получили необходимые бумаги и не знали, что делать дальше. Автобус уехал на старт. А народу еще осталось человек 30. И второго автобуса нет. Некоторые участники в панике начали собираться, грузиться в машины и уезжать на старт. Но ведь потом с этого старта машину то вообще не заберешь. Ведь старт и финиш разнесены на много километров. Мы позвонили организаторам, нам сообщили, что автобус вернется и сделает второй рейс. Это значит, что у нас в запасе есть еще часа 2 минимум. И встал вопрос, зачем мы так гнали на своей машине, пытаясь успеть вовремя…? Мы злились.
Место регистрации (с. Алтайское).Регистрация пройдена, номер получен!
Старт
В общем, упустим ряд моментов, в итоге через 3 часа мы были на старте. И вот все команды в сборе, можно выдавать карты. Сначала карты выдаются «Связкам (4 класс)». Затем карты получают «Команды» (2 класс).
Вдруг какая-то команда уже стартует. Ее возвращают обратно, говоря, что сначала стартуют «Связки». Мы тем временем, пытаемся понять, где находимся, запускаем навигатор, чтобы он писал наши данные по скорости и расстояниям. Карта участника выглядела необычно. Формат А3. На одной стороне карта в масштабе 1:500, но на ней нет старта и финиша. На другой стороне карта в масштабе 1:1000, и на ней уже есть старт и финиш, и еще легенды контрольных пунктов. Конечно, карты заламинированы жестоко! Но лучше так, чем потом в тайге остаться совсем без карты из-за того, что она размокнет или порвется.
Одна из карт соревнований. Масштаб 1:1000 (1 см = 1 км).
«Связкам» необходимо было проходить Технический этап. Он был на первом КП от старта. Тех.этап – Подьем и переправа. Веревки судьи предоставили. Надо было эту веревку со старта тащить до тех-этапа, а после прохождения ТЭ, оставить. Снаряжение, типа карабинов и обвязок, мы везли из Красноярска. Пришлось попыхтеть, чтобы добыть снаряжение у наших туристов и спелеологов.
Еще на старте перед самым нашим отходом мы слышим, что есть обязательные для прохождения КП. Об этом не было ничего в информации, так что судорожно стали запоминать и частично отмечать обязательные КП в карте. Вот так сюрприз! Среди этих КП оказалось КП 12, то, что располагалось на вершине в 1400 метров от ур. моря.
И вот в этой суете дают старт «Связкам». Но вместе с ними снова выдвигаются команды. Их снова возвращают. Мы с Леной смотрим на весь этот хаос – и злимся еще сильнее. Надо было поскорее начинать гонку, чтобы все эти негативные эмоции ушли. Гонка – это свой отдельный мир!
"Связки" уже ушли, мы с Леной, упаковавшись, просмотрев карту, двинулись вместе с командами! Старт состоялся около 13:00 – 13:30. Запланирован был на 10:30.
Старт! Обязательная фотография у автобуса.
Суточный рогейн!
Изначально, мы планировали не спать первые сутки, а затем поспать чуток во вторую ночь! Так что у нас начался суточный рогейн!
Еще по дороге на первый КП, где располагался тех.этап, стали закрадываться сомнения в наши головы, что или мы чего-то не знаем об этой местности, либо остальные ее слишком хорошо знают. Со старта была указана дорога по логу, по которой можно было дойти до слияния логов и оттуда подняться на КП. Но все команды пошли по другой стороне лога, и там оказалась дорога. Вот ведь! Ну, вот как тут соперничать?!
Дальше было больше… Мы пришли на технический этап. Обнаружили там маркировку для прохождения тех.этапа. Но судей не обнаружили. Постепенно нас стало много, команды и связки – все ходили и не знали, что делать. Решено было просто отфотографироваться у дерева с маркировкой, повешать на дерево судейскую веревку и идти дальше. Записали в путевом листе время и отправились дальше. К слову, отметка на контрольных пунктах (КП) осуществлялась следующим образом. Две фотографии на фоне КП (сначала капитан, потом участник). На каждом КП есть бутылочка, в которой лежит записка. Каждая команда должна вынимать из бутылочки записку предыдущей команды и засовывать свою с заполненным временем прохождениея. Ну и конечно, необходимо сделать отметку в путевом листе (номер КП, время, дата, код КП). Вся эта бумажная волокита отнимает время. Но делать это в дождь – ВАПЧЕ ПЕСНЯ!!!!
Технический этап пройден! Дерево с маркировкой.
Итак, с нашего первого КП мы выдвигаемся в хорошем настроении, хотя тема с тех-этапом немного напрягла. Мне нужно будет 3 дня тащить на себе лишние 3 кг (снарягу, которую мы везли из Красноярска). Немного тоскливо от той мысли, что можно было этого не делать…
Но, так или иначе, мы здесь, и нужно двигаться дальше. Нам предстоит постоянный набор высоты на протяжении нескольких километров. Рельеф мощный! Уклоны приличные! Тяжелая будет гонка!
Добираемся до КП01. Там встречаем кучу народу. Небольшой подъем на 200 метров по высоте постепенно начинал отнимать силы у участников.
Первый небольшой бугор на гонке побежден! КП 01.
Изначально, мы спланировали свой маршрут, не заходя на гору Синюха (1400 м), чтобы не тратить силы зря на подъем. Но после информации, услышанной на старте про обязательные КП, мы решили, что лучше взять это КП12 на всякий случай. Ну и к тому же мне было интересно побывать там! Я ожидал увидеть оттуда потрясающие виды на окрестности. И постоянно еще до старта уговаривал Лену зайти таки на гору Синюха!
Погода была весьма жаркой. На второй день ожидались осадки в виде небольшого дождя. А на третий день ожидался хороший дождь.
На КП 01 куча из народа постепенно рассосалась. Мы с Леной решили немного перекусить. Учитывая, что старт задержан был на 3 часа, весь наш график был нарушен. Приходилось постепенно подстраиваться под него.
Тут же мы стали обнаруживать на себе маленьких злостных клещей. Конечно, какой экстрим-поход без клещей?! Но ладно клещи, тут же были еще и комары!
Перекус у КП 01.
Изначально мы планировали пройти все одной ниткой. Поэтому нам нужны были не тяжелые рюкзаки. Но дойдя до второго по счету пункта гонки и сломав при этом почти 300 метров высоты, я стал задумываться об изменении стратегии. Мы с Леной тренировались, и такой уклон на подъемах нас не сильно пугал. Но очень сильно настораживала протяженность этих склонов. Нам предстояли многокилометровые затяжные и очень крутые подъемы в течении долго времени. Я переживал, прежде всего, за Лену. У нее силовой выносливости гораздо меньше, чем у меня. И если мы не разгрузим ее, то наша скорость будет низкой, а на вторые сутки ее ноги могут запротестовать…
Я поделился с Леной своими мыслями! И предложил первую авантюрную идею. Я предложил ей проходить маршрут небольшими радиалками. Первая из которых тянула по протяженности на 25 км по предварительным подсчетам. Мы оба не любим делать такие вещи, и всегда были против этого. Но в данной ситуации, мы видели в этом единственный выход. Если мы хотим попытаться зацепиться за призовые места, нам нужно попробовать эту систему.
В итоге, решаем, со следующего КП 11 траверсом дойти до КП 15 и там полностью разгрузить Лену. А от туда совершить дерзкую радиалку сначала по верхам, затем преодоление ущелья и снова по верхам! Цепочка КП: 12 (Синюха), 08, 05, 10, 14, 24, 25, 09, 02. Задачу облегчало лишь одно, нам не нужно было переживать по поводу ночевки, спать мы не собирались.
Дерзкая радиалка
До КП 11 мы добрались достаточно просто - по гребню. Но по дороге мы то и дело проходили по скальным выступам. А снизу под ними склоны были усыпаны курумниками. Лена заподозрила неладное!
Скальные выступы и курумник.
С КП 01 до КП 15 мы добирались крайне долго. Оказалось, что весь восточный склон горы Синюха был усыпан камнями, различных размеров, иногда попадались курумники, и завалы. Все это значительно замедлило нас! И от такой дикой потери времени я потихоньку начинал «закипать». Лене с тяжелым рюкзаком было сложно преодолевать эти препятствия. Да к тому же еще и комары на влажных склонах атаковали только меня во время отдыха. Лена, утомленная рюкзаком, не обращала на комаров ни какого внимания!
Перерыв на 30 минут с горячим чаем (по дороге на КП15, восточный склон горы Синюха).
Наконец-то мы добрались до КП 15 и обнаружили на том же дереве вместе с нашей табличкой, КП с Весеннего марафона 2014 года. Такого поворота событий мы вообще не ожидали! Получается, что команды, учувствовавшие в данных соревнованиях в 2014 году, имеют неоспоримое преимущество перед остальными участниками.
Отметка на КП 15. Ура! Первопрохождение!
На этом КП мы даже получили «первопрохождение». Это значит, что на этом КП мы были первыми. За первопрохождения даются небольшие временные бонусы. Мы отходим немного от КП и начинаем перебирать рюкзаки. Отобрали все самое необходимое: часть еды, спички с сухим горючим, термос, бутылки для воды, одежду, горелку, фонарики и т.д. Перебросили все это в рюкзак Лены (он поменьше) и отдали мне. В итоге получилось, что я несу рюкзак, весом около 10 кг, а Лена идет налегке. Такой вариант должен был немного уровнять наши скорости. Такого мы никогда не делали. Но все бывает в первый раз!
Гору Синюху мы быстро «сломали», наверху был снег. Курумник и снег – жесть! У КП встретили много команд. Оказалось, что легенда этого КП была не очень корректна. Я ожидал, наверху увидеть гору, а оказалось, что вся вершина усеяна скалами, по которым нужно еще и лазать! Мы с Леной по скалам не лазаем - оба боимся высоты. Мы снова начали злиться!!! Но вид, открывшийся с горы Синюха, нивелировал эмоции. Красиво!
Гора Синюха. Кп 12.
Спускаясь с КП12 в сторону КП 08, мы встретили несколько знакомых лиц. По разговорам мы поняли, что народ собирается вставать на ночевку.
КП 08 мы взяли достаточно легко. Наша скорость увеличилась! Рюкзак весом 10 кг меня совершенно не напрягал, зато у Лены значительно прибавилось прыти!
Наше следующее КП08 снова оказалось на вершине скального выступа. В этой местности большинство вершин – это скалы с одной стороны и земля с другой. Когда приходишь с одной стороны, то утыкаешься в мощные высокие скальные стены, за то, если зайти с противоположной стороны – просто поднимаешься по земле с деревьями до верха. Это доставляло неудобства!
На КП 08 мы устроили наш первый длительный перерыв. Час с костром. Стало темно.
Отметка на КП 08. Перерыв на 1 час с костром и горячей едой.
Путь до КП 05 был просто ужасен. Весь хребет до КП был изрезан скалами, склоны усыпаны курумником. Мы многократно пожалели, что выбрали такой маршрут радиалки. Мы не знали местность – это был очень серьезный минус!
Добрались до КП 05 – а его нет! Полазили там, походили по хребтам немного. Плюнули, отметили точку в навигаторе и пошли дальше. Время было уже около полуночи. Ночь вступила в свои права!
По дороге на КП 10 при пересечении ручьев мы наткнулись на лошадей и собак, которые их охраняли. Лена промочила ногу и руку в ручье. Мы поднялись на КП 10 в гору, сломав при этом около 150 метров высоты. У КП устроили привал на пол часика с костром. Костры я уже навострился разводить очень быстро. В тайге много дров, искать особо не нужно. На КП мне пришла мысль, что легкие бугры высотой в 150 метров мы преодолеваем уже в привычном темпе, а бугры в две горизонтали, вообще за бугры не считаем. Что такое 40 метров?! Фигня… Подумаешь, высота 11 этажного дома. Действительно, человек ко всему привыкает.
Отметка на КП 10.
По дороге на КП 14 мы встретили команду «Ювента», ребята поспали и уже собирались идти дальше. Они пошли на КП по логу, а мы зашли на него по носу (там посуше). Уже было светло. Раннее утро наполняло все вокруг светом.
Отметка на КП 14. Раннее утро. Наконец-то можно снять фонари!
И вдруг мы с Леной вместе высмотрели на склоне пропашку. И решили использовать ее, чтобы подняться на хребет. Пройдя траверсом около 200 метров, мы так и не обнаружили пропашку. Почудилось! Завалы в лесу так расположились, что создали иллюзию извилистой пропашки. ЖЕСТЬ!
Дальше, много траверса, ломание очередного хребта, поиск дороги и очередной КП на скальной вершине (КП 24). Оттуда мы планируем, используя дорогу, взять КП 25, 09, 02.
Отметка на КП 24. Перекус с горячим питьем!
На КП 25 мы пришли практически по дороге. Только у КП немного прошлись «по воде».
Отметка на КП 25. Стрелка ручьев.
Дальше мы планировали вылезти на хребет, по нему пройтись до КП09 и обратно на КП 02. Мы выбрались из лога «по воде» в седловину, увидели снег. Нужная нам дорога покрыта толстым слоем снега. Мы в кроссовках SalomonSpeedcross. Снег нам противопоказан!!! Выходим по лесу, а не по дороге на хребет. Тут мы вспоминаем, какие жуткие скалы мы преодолевали ночью на хребтах, и решаем, что если путь к КП 09 будет таким же, то мы его откинем. Я сбросил рюкзак, и мы двинулись. Пройдя около 300 метров и уткнувшись в завалы из деревьев вперемешку с камнями, мы решили не терять времени и бросить это КП. Хотя подсознательно было очень жалко быть так близко к КП и бросить его. Ведь на финише может не хватить именно одного КП для победы…
Ну, решение принято, КП 09 брошено. По хребту легко доходим до КП 02. Там, правда, снова снег пришлось помесить и на скалу подняться!
Отметка на КП 02. Очередной скальный выступ.
И вот, до конца нашей радиалки остается несколько километров. Но на пути у нас небольшая гора (1260 м от.ур.моря.). У нас почти кончилась еда. Ночные путешествия по курумникам, снегу, скалам и т.д. скушали много времени. Мы должны были уже быть на КП 15. Мы чуток перекусили сушками и отправились побеждать очередную гору! По дороге, мы встретили команду, которая нам поведала о том, что преодолеть гору, на которую мы собрались, было очень не просто - снег и камни там поджидают на каждом шагу. В общем, мы представили себе жуткую картину и настроились на очередную ЖЕСТЬ!
Но, на удивление, в эту гору мы легко зашли по тропе. Затем спустились с этой горы по поляне. Наверное, народ на эту гору шел по гребню, где и попал в нереальный замес из снега и камней. Мы же, очень быстро спустились с нее по открытой поляне, лицезрея слева от нас заваленный камнями и утыканный скалами гребень. Нам стало жалко тех, кто по этому гребню «прорывался»!
Прекрасный вид с вершины одной из гор (1219 м от ур.моря).
И вот, мы на КП 15. А вот и наш рюкзак. Я с тоской попрощался с рюкзаком Лены. Ведь дальше мне придется нести рюкзак потяжелее! Первая часть нашего путешествия закончилась. За 23 часа мы преодолели 40 км с набором высоты 2100 метров.
Здесь нас ожидал отдых на 1,5 часа. Мы развели костер, приготовили еду и даже поспали 30-40 минут. Ноги немного гудели, когда мы вернулись с радиалки. Но после отдыха и небольшого сна, мы были как новенькие!
Вечер перестает быть томным.
Дальше нам предстояло упасть в ущелье реки Белокуриха и, взяв там несколько КП, снова подняться на верха. Мы планировали зайти на КП 07. Но как-то желание идти на него постепенно отпало. Тем более, что от места нашего отдыха вниз по логу уходила дорога, которой не было в карте. Вероятность в 95 процентов, что она выйдет к реке Белокуриха и дальше по реке. Отдавшись на волю случая, мы шли по дороге. Спустившись к реке Белокуриха, мы увидели огромное количество народа на квадроциклах. Грязные, но очень довольные мужики, со своими подружками, женами и детьми развлекались, утапливая в грязи свои квадроциклы! Вот это я понимаю, ТУСОВКА!!!
Дальше мы взяли КП 13 и 06. И вот снова подъем! 340 метров высоты с завалами и мокрыми логами. По дороге на КП 22, которое находилось на вершине подъема, я анализировал варианты дальнейшего маршрута. И вот мой воспаленный мозг снова придумал авантюрную идею. И снова это радиалка. Не такая дерзкая, как первая, но это и хорошо! На КП 22 я поделился своими мыслями с Леной. Ей не хотелось идти радиалку. Но и бросать столько КП тоже не хотелось. А сходить за ними мы могли налегке, и за каких-то 5 часов.
Отметка на КП 13, 06, 22.
Решили поступить так. Отходим от КП 22 на 200 метров (в седловину), и там готовим себе лагерь. Чтобы можно было прийти ночью и сразу же лечь спать на 1,5-2 часа.
Лагерь мы готовили 2 часа. Натягивали тент, готовили дрова, жгли костер, готовили еду, кушали. В общем, спустя два часа мы выдвинулись. Я сначала очень ругался, что мы так много времени потратили на подготовку. Но потом я осознал, что Лене был просто необходим столь продолжительный отдых. И действительно, после него Лене стало гораздо легче. Да еще и рюкзак с нее сняли!!! СУПЕР!!!
Постепенно стали сказываться длительность гонки, и много траверса по склонам. У меня натерло под костяшкой на левой ноге, и палец на правой ноге немного подтерся. У Лены тоже один палец подтерся на ноге. Пластырь наш друг в эти моменты! Но, к сожалению, от него мало толку – ведь мы частенько ходим по логам и ущельям, а там все в воде. Пластырь просто скатывается и слезает. Теперь остается только терпеть боль. Мы с Леной решили, что перед выходом в последний день намажем ноги вазелином.
Вышли мы из нашего лагеря в 21:30. Начинал накрапывать дождь. У Меня снова рюкзак, только уже в 8 кг. Лена идет налегке. Нас ожидала цепочка КП 26, 23, 20, 19. Но оценив варианты взятия КП 26, решили его откинуть. Пошли вниз по ручью до КП 23. Дошли быстро, около 1 часа. По меркам данного экстрим-похода, 1 час - это БЫСТРО!
Отметка на КП 23.
Дальше снова подъем до КП 20. На удивление, мы резво, без перерывов зашли в гору с набором в 280 метров. Сказывались наши тренировки в Красноярске. Вот теперь чувствовалось, что работа была проведена не зря. И вот уже на самом верху нас накрыло дождем. Вы выпали на лесную дорогу, по ней пришли на нужную нам большую дорогу. К этому времени уже стало темно. Снова ночь! Но только теперь вместо камней и завалов, нам предстояло бороться с дождем и неведомо откуда взявшимся, сумасшедшим ветром. Мы облачились в куртки и в дождевики. Но ветер все равно умудрялся достигать тела, а дождь делал свое мокрое дело!
Но был и хороший момент – мы были на дороге, которая приводила нас почти до КП. Стиснув зубы, мы шли по дороге, дойдя до нужной нам небольшой горы, мы двинулись по направлению к вершине. Ветер усилился, дождь сильно ухудшал видимость. И становилось холодно. Мы постепенно промокли. Про ноги и говорить нечего...!
И вот мы добираемся до вершины. И снова перед нами огромная скала. Мы ее обходим и видим, что КП 20 располагается на верху скалы на дереве. КОШМАР! В такую мокрую погоду придется лезть на скалу. Это же опасно! Делать нечего, залезли. А теперь самое интересное – отметка у КП. Фотки сделали, а дальше нужно эти бумажки поменять в бутылке. Только я достаю бумажку, как она тут же превращается во что-то непотребное. Замерзшими руками я пытаюсь при помощи фломастера что-то в ней написать. При всем этом мы с Леной стараемся сделать так, чтобы нас не сдуло адским ветром со скалы. НАШЕЙ ЗЛОСТИ НЕТ ПРЕДЕЛА!!!!
Жутчайшая отметка на КП 20. Шквальный ветер вместе с дождем!
Ладно! С горем пополам отметились на КП и быстренько ретируемся со скалы по направлению к дороге. Дальше снова по дороге до очередной вершины КП 19. Идем по дороге и надеемся, что на следующем КП не придется лезть на скалу. Нам повезло - КП 19 располагалось на вершине в лесу. К этому времени мы окончательно промокли. Лена стала замерзать. Я вроде пока держался. Но это было делом времени. Процесс отметки был таким же жутким, как и на предыдущем КП. Мне стало безумно жалко свой фотоаппарат. На него попало много воды, и оставалось только молиться, чтобы он продюжил до конца этой жуткой гонки! Теперь эта гонка действительно стала превращаться в настоящий экстрим-поход…
Отметка на КП 19.
Мы вываливаемся обратно на дорогу и пытаемся прибавить шагу. Нужно согреть ноги. Дорога отвратительная. Вся в грязи и лужах. Мы добираемся до заветной вершины с поляной, внизу которой располагается наш лагерь. И вдруг начинается что-то непонятное. Мы никак не можем попасть на нос, по которому нужно спуститься. Мы спускаемся по поляне, и нас уносит влево. Мы траверсируем по безумной крутому склону. Ноги выворачивает, все вокруг скользкое, дождь, ветер. Кое-как, при помощи навигатора нам удается найти наш лагерь. Время 02:30. За этот этап мы прошли 21 км с набором высоты 860 метров.
Мы с ужасом обнаруживаем, что наш навес немного протекает, мы не проклеили центральный шов. У Лены очень замерзли ноги. Я тоже начинаю замерзать. СРОЧНО НУЖЕН КОСТЕР!
Мы побыстрому изменяем конструкцию навеса так, чтобы под ним можно было развести костер, и он не потух от дождя. Теперь все зависит от моих навыков. Моя жена замерзает у меня на глазах…
Удивительно, но мне удалось наскрести немного сухих веточек под навесом. В совокупности с мокрыми они занялись пламенем. Затем пошли дрова, которые мы предусмотрительно положили под навес перед уходом. Через 10 минут у нас был костер. Не такой мощный, как хотелось бы, но все же костер!
Нас начало трясти от холода. Вся наша одежда была мокрая. Все, что мы смогли сделать, это одеть сухие носки на ноги. Первое, что пришло в голову, это вместе залесть в спальник. Но тогда огонь погаснет. Я предложил Лене раздеться и залесть в теплый спальник, но подвинуться максимально близко к огню. Ей стало теплее. Затем мы на горелке сделали горячий шоколад. Дождь стал стихать и, кажется, потихоньку пробрасывал снег.
После этого мое сознание стало идти по двум направляющим. Время было 03:30. Я понял, что необходим сон. Уснул.
Бороться до конца.
Проснулся я через 1,5 часа от холода. Меня трясло. Дело в том, что я совершил классическую ошибку, лег в спальник в мокрой одежде. Мокрое термобелье намочило спальник изнутри. Ну и к тому же протекающий тент накапал на мой спальник. Но это было только начало…
Когда я поднялся, то увидел, что весь лес засыпан снегом. Да не просто чуть-чуть, а конкретно толстым слоем снега. Первая мысль, ударившая мне в голову – это паническое «Нам конец»!
Снежное безумие!
Повсюду снег, мы в мокрых кроссовках, и мокрой одежде. И нам еще очень много пилить до финиша. Я подумал, что может быть пора сходить с гонки. Но здравый рассудок постепенно начинал побеждать. Сойти в тайге невозможно, в любом случае нужно куда-то сходить. А это значит, что нужно встать, собраться, и пойти. Так в чем же разница, между сходом и тем, чтобы дойти до финиша?!
Костер еще горел, но тепла от него было мало, последние дрова догорали, Лена уже не спала. Поглощенный негативными мыслями, весь трясущийся от холода, я вел жесточайшую внутреннюю борьбу у себя в голове… Лена что-то говорила, но я не слышал ее. В какой-то момент я подумал, что сломлен...
Из глубины сознания, пробиваясь через панику, словно ледокол через глыбы льда, стала все четче проступать мысль «НУЖНО ДВИГАТЬСЯ»!
Собрав силы, я обратился к своему лучшему оружию против холода – НОЖЕВКЕ! Засунув ноги в мокрые кроссовки и схватив ножовку, я принялся ожесточенно и очень быстро пилить все, что попадалось мне под руку и подходило в качестве дров. Любого размера, в снегу или нет. Все моментально распиливалось и летело в костер. Лена сидела с хобой в руках и выполняла роль поддувала! Через 5 минут, от таких перемещений я перестал трястись, холод отступил. Костер тоже занялся. Пламя постепенно перекидывалось от одного мокрого полена к другому.
И вот когда костер стал таким большим, что можно было остановится, мы принялись сушить свою одежду. Тут же пришла мысль о том, что снег всегда лучше, чем дождь! И что можно одеть на ноги пакеты и, уже потом засунуть все это в кроссовки.
КОСТЕР!!!
Мы трезво оценили ситуацию! Ситуация такова – мы потратили драгоценные часы на то, чтобы привести себя в порядок. Вместо 4-5 запланированных часов на отдых, мы потратили аж 7-7,5 часов. Теперь задача стояла только одна, дойти до финиша во что бы то ни стало, добирая по дороге лишь те КП, которые были очень близки к запланированной нитке.
В общем, поднялись мы около 5:00 часов. Выдвинулись в путь в 7 часов с копейками. До финиша оставалось 10 часов. Теперь ни о каких длительных перерывах и речи быть не может. Мы должны все время двигаться, и остановки могут быть только на 10 минут, иначе мы замерзнем. Пока мы двигаемся, мы в тепле! Пора включать «терпелку»!
Я забрал у Лены максимально груза, сколько входило ко мне в рюкзак. Задача состояла в том, чтобы максимально облегчить и без того уставшую Лену. В итоге ее рюкзак стал весить около 7-8 кг, мой порядка 14-15 кг.
На очереди была цепочка КП 17, 18, 31. После нее мы должны были подкорректировать свои планы в зависимости от скорости. На КП 17 мы выбрали вариант, но уткнувшись снова в скалы на хребте, потеряли минут 15 на то, чтобы вернуться и пойти траверсом по камням и завалам. В итоге мы пришли к КП 17 не так быстро, как планировали. И странная вещь – слева пришла очень хорошая дорога, а мы видели, как ранее с поляны что-то, похожее на дорогу отходило вниз. Неужели по ней можно было прийти почти до КП. А ведь кто-то из участников наверняка знал про эту дорогу. Эх!
Отметились, увидели следы. Значит, мы не одни идем среди отстающих. На КП 18 сначала идем по логу, но затем у Лены начали замерзать ноги от воды, и мы решили траверсом с легким набором высоты выйти на хребет с упреждением и по нему прийти на КП 18. Все удалось!
Отметка на КП 17, 18.
Дальше сваливаемся в ущелье реки Белокурихи и пытаемся разгадать загадку, что же за гнутая синяя линия, нарисованная в карте, проходит по этому ущелью. ЧУДО! Эта линия на карте оказалась дорогой на местности. Плохая дорога, размытая местами, но все-таки дорога!
Мы ускорились! И с ужасом прикинул, что мы пришли до этого момента 7 км за 3 часа. А судя по карте, нам еще в 2,5 раза больше нужно преодолеть. Мы не успевали на финиш! Эта мысль жалила мой мозг постоянно. Я пытался найти варианты, но их не было. Я начал негодовать. Погода тем временем распогодилась. И одной проблемой стало меньше – мы не мерзли! И кстати, мы вспомнили, что хотели намазать ноги вазилином утром перед выходом. А к черту уже. Тем более, что стопы, отдохнув немного, перестали так болеть. Все было нормуль!
По дороге на КП 31 нам пришлось форсировать реку Белокуриха по сваленным деревьям. Это тоже отняло время.
Переправа через реку Белокуриха. Перенос рюкзаков.
Придя на КП 31 на вершине горы, мы потратили еще лишних минут 15-20 на то, чтобы найти КП. Оно оказалось смещено на вершине достаточно сильно на север. Но об этом в легенде ничего не говорилось. После финиша, я высмотрел, что точка на карте смещена на север вершины. Но сколько раз мы с женой видели, как кп нарисованы на картах со смещением, и это происходило бессистемно. Все же нам кажется, что не нужно лениться, а необходимо просто прописывать легенды более подробно! В общем, мы понегодовали, поматерились и пошли дальше! Минуты таяли стремительно.
Отметка на КП 31.
.
Мы решили отбросить КП 33, 32, 34. После КП 31 мы выпали на дорогу и шли все время по ней. Пересекли ручей Большой и направились дальше снова ломать склон. Дойдя до вершины, мы поняли, что наша скорость по дороге значительно выше. Где-то на подходе к КП 35 во время перекуса, я прикинул расклады, и вычислил, что мы успеваем на финиш. Да еще можно по дороге взять КП 36 и 37.
Отметка на КП 35.
Так и сделали. По дороге на КП 36 мы начали встречать другие команды. И некоторые из них рассказывали нам историю о том, что здесь сейчас идет команда из Красноярска, которая практически не спит. А мы говорили, что это МЫ и есть! Было прикольно! После КП 35 мы совсем расслабились и на КП 36 даже позволили устроить себе небольшой привал минут на 15.
НА КП 37 мы пришли по дороге. Проанализировав возможные пути подхода к финишу, решили идти в лоб (напрямик)! До истечения контрольного времени оставалось около 1,5 часов.
Отметка на КП 36, 37.
Дальше нам нужно было всего лишь спуститься с горы почти на 400 метров вниз. Ну, уж по склону то мы спустимся в любом состоянии можем. Ориентирование РУЛИТ! Однако не все прошло гладко. На спуске, когда уклон стал шибко крутым, у нас стали очень сильно болеть стопы в районе пяток. Было ощущение, что их натирают нождачной бумагой. Но ничего не оставалось, как только терпеть эту боль. Тем более, что когда склон выположился, боль стихла. И вот мы подходим к месту финиша. Там уже много финишировавших команд. Мы финишируем в 17:20. Контрольное время заканчивалось в 18:30. За финальный этап мы прошли 25 км, с набором высоты 820 метров. За все время Лена сняла с себя 73 клеща и выпустила всех на волю.
Финиш!
Финиш.
О да! Мы финишировали. Но это еще не конец. Для начала нужно было подать протест по поводу отсутствия КП 05 и странностей, произошедших на тех.этапе. Затем считать фотографии с фотоаппарата, отдать все контрольные записки, отдать путевой лист. И после всего этого нам необходимо было как-то добраться за 50 км на место регистрации в село Алтайское. Там находилась наша машина. Мы ждали, когда кто-нибудь сможет нас туда увезти. Постепенно мы стали подмерзать, так как финиш располагался под открытым небом. Вдруг один парень предлагает нам уехать вместе с ним в Алтайское. Он оказался местным. Круто!
Пока мы ехали в машине, еще один парень рассказывал, что это был 3-х дневный ад. Он участвовал в таком мероприятии впервые. Впечатления у него были жуткие. Но узнав, сколько мы спали, ребята порадовались! Ведь они выспались в походе на славу!
И вот через какое-то время мы уже сидим в нашей машине. Мы до сих пор не осознали до конца, что с нами произошло. 54 часа пролетели как один день. Это было жестко и мощно! Пожалуй, самое тяжелое мероприятие, в котором нам доводилось участвовать!
Мы переоделись в теплое, заскочили в магазин и купили энергетических жидкостей. Ведь нам предстояло во что бы то ни стало доехать до Барнаула, где ждал нас Иван с натопленной баней!
230 км за рулем после 3 дней практически без сна. Это было очередное испытание! Хорошо, что мы оба можем рулить. В общем, мы доехали до Барнаула к ночи. Меняться за рулем нам пришлось раз 5, наверное. Каждый проезжал примерно по 30-40 км и сникал.
Приехав к Ивану, нам пояснили, что баня уже остыла. Жаль. Мы помылись, поели и потом еще до половины четвертого ночи беседовали за жизнь, употребляя горячительные напитки. А на утро мы стали счастливыми обладателями картины с изображением медведя!!!
Спасибо Ивану Пустовойтову и его родителям за радушный приют!
На кухне у Ивана на следующий день после финиша.
Проспав 7-8 часов, позавтракав, мы отправились в обратный путь в Красноярск. До Красноярска добрались уже под утро следующего дня, спустя 14 часов.
Наше безумное и ужасно изматывающее путешествие завершилось!
Итоги.
За весь экстрим–поход мы преодолели 86 км с набором высоты 3780 метров. На сон потрачено 2 часа. Средняя скорость составила 1,6 км/час. Средняя скорость движения: 3,1-3,6 км/час.
Всего снято было около 130 клещей. Укусов клещей не обнаружено!
Мы заняли 3 место в категории «Связки», и пока еще не до конца понятно, какое место в абсолюте среди всех команд. Кажется 4 место. Всего участвовало 27 команд. Нам не хватило 2 кп для того, чтобы занять уверенное 2 место. Если бы нас так не подкосила последняя ночь с дождем и снегом, нам наверняка удалось бы взять еще 2-3 кп. Ну, ничего не поделаешь, всегда будет не хватать чего-то для победы. Зато осталось желание вернуться и попробовать свои силы вновь!
При подведении личных результатов, по итогу гонки, нам с Леной удалось выплнить норматив 1 врослого разряда по спортивному туризму. Отличненько! Теперь нужно начинать процедуру оформления!
Путь команды "Красноярский рогейн".
Нам не понравилась организация данного Весеннего марафона. А так же мы считаем, что неправильно ставить КП в те точки, где они были в предыдущие годы. Таких КП мы насчитали около 5 штук. На данном экстрим-походе знание заходов на КП играло приличную роль.
Нам очень понравилась местность! Она разнообразна, начиная от жуткой непролазной тайги на высоте со снегом и курумниками, заканчивая открытыми полянами и холмами с отлично проходимым лесом. На вершинах величаво громоздятся скальные выступы, с которых открываются весьма живописные виды.
Мы в очередной раз убедились в том, что психологическая устойчивость в экстрим-походе играет наиглавнейшую роль. Нам пришлось принимать очень серьезные и важные решения в течении коротких промежутков времени, пробовать новое. Под непрерывным давлением внешних факторов мы не сдались, а значит СТАЛИ ЕЩЕ СИЛЬНЕЕ!