8-11 мая 2015 года в Алтайском крае прошли открытые соревнования по спортивному туризму «Весенний марафон-2015». Нитка соревнований проходила по тайге, регулярно пересекая границу Алтайского края и Кемеровской области.
Команда "Красноярский рогейн" (Аникин Игорь, Аникина Елена, Полев Максим, Лаптев Александр) приняла участие в данных соревнованиях.
Всего на старт вышло более 20 команд, в общей сложности более 100 человек. Командам-участникам необходимо было набрать как можно большее количество очков, отмечаясь на контрольных пунктах, часть из которых находилась в отдаленных районах. А также необходимо было преодолеть технический этап, перебравшись на другой берег реки и взобравшись на гору.
Место старта – граница Кемеровской области и Алтайского края на скоростной автомобильной дороге, соединяющей станцию Среднесибирскую и город Белово. Финиш – станция Каменный ключ.
Результаты
Команда "Красноярский рогейн" заняла первое место в зачете "Класс 2" и 3-е абсолютное место среди всех команд всех классов.
Скачать файл с результатами: 2015_BM_rezult1_-_копия.xls356 KB
Отчеты
Команда "Красноярский рогейн" приняла участия в Весеннем марафоне впервые. Ребятам предстояло пробиваться по тайге со старта в сторону финиша в течении 57 часов. О том, как у них это получилось, они написали в своих отчетах!
1. Отчет Аникина Игоря и Аникиной Елены.
"Медведей не много… А очень много!"
Дорога
Лена
Мы неспешно паковали рюкзаки. В этот раз я взяла на работе отгулов с запасом, чтоб собраться без спешки. Ещё «на берегу», мы решили, что целью нашего похода будет просто дойти дистанцию без потерь. Опять же в команде появился новый участник Александр Лаптев. По сути две команды «Красноярский рогейн» и «Юг Сибири» объединились под один флаг, чтоб провести масштабную тренировку в боевых условиях, готовясь к «Берендейскому» трёхдневному экстрим - походу, который пройдёт, в октябре.
Наши цели, породили довольно неспешный график передвижения, в котором отдыха было, больше обычного, да и в рюкзаках появились лишние вещи, которые бы безоговорочно остались дома, если бы во главу был поставлен результат.
Игорь
В четверг (7 мая) в районе 6 часов вечера раздался звонок в двери нашей квартиры. Открыв дверь, мы увидели на пороге наших напарников по команде: Макса Полева (г. Минусинск) и Александра Лаптева (г. Абакан). Их присутствие на пороге нашего дома означало лишь одно – долгожданный экстрим-поход начинается!!!
Квартира, и без того полная всяких вещей, уже начинала отказываться от дополнительных… Но делать было нечего. Начался процесс сбора. Я пытался собрать карту района соревнований из карт пятисоток, но в итоге, у меня ничего не вышло. Расстроенный я пошел спать. Но нам еще предстояло дождаться ночью Попова Макса, который должен был привезти нам снаряжение и котел. В итоге поспав чуть более 3 часов, мы поднялись в 4 утра.
Лена
8 мая. В 4 утра будильники наперебой сообщали нам, что пора в дорогу. На 5 часов был назначен выезд из Красноярска на микроавтобусе Сани. Пару бутербродов и кофе, чтоб очнуться от сна, и вот мы уже пытаемся распихать наши рюкзаки так, что бы по дороге мы могли спать, растянувшись во весь рост. Решили максимально побаловать организмы, перед предстоящими трудностями и дискомфортом.
Утрення загрузка в Красноярске. Сон в пути.
У Александра предусмотрительно ОСАГО без ограничений, и поэтому рулили и баловали себя сном, все по очереди. Благодаря вахтовому методу ведения авто, дорога не казалась утомительной. Мы уже традиционно, выпили чаю во 2-й Пристани, не доезжая Мариинска, и отправились дальше!
Кафешка в поселке "Вторая пристань".
Сразу за Мариинском мы случайно остановились около Мемориального комплекса, посвященного каторжникам. Сторож этого комплекса пригласил нас посетить его. Мы воспользовались приглашением.
Мемориальный комплекс памяти каторжных заключённых. Мариинск.
Потихоньку мы добрались и до Кемерово. В этом городе мы заскочили к нашему другу Кукорову Сергею на работу, чтобы затариться новенькими кроссовками.
Не смотря на занятость одного и спешку другого, шумная и тёплая встреча Сергея и Игоря, заняла пару часов. Парни давненько не виделись, и пока я копошилась с кроссовками, они пытались рассказать друг другу, что и как произошло в их жизни за эти несколько месяцев, при этом заполняя шумом склад спортивной экипировки.
Город Белово
Ещё пару часов и вот мы уже стоим на трассе, возле города Белово, в растерянности глядя в навигатор. Накрутив пару петель, нам всё же удалось отыскать гостиницу «Медведь», находящуюся неподалёку от городского кладбища. О таком соседстве нас конечно по телефону не предупредили.
Выгрузка у гостиничного комплекса "Медведь".
Нас встретила озябшая девушка – администратор. И вот тут-то, мы с Игорехой ощутили выгоду от нашего замужества! Девушка безоговорочно заявила, что не поселит нас в одном номере, если мы официально не женаты! Я такое только в Советском союзе видела! Проверив печать о регистрации в наших паспортах, она вручила нам ключ от номера.
Сверка фамилий в паспортах!
Мы затащили свои пожитки в номера, и пошли потренироваться в наведении навесной переправы. В этот раз кроме поисков контрольных пунктов, за 3 км до финиша нам предстояло покорить ещё и технические этапы. С верёвкой трое из нас общались очень давно, а у Игоря вообще не было такого опыта, вот мы и решили освежить воспоминания.
Практикуемся с веревками!
Игорь
Пока у нас было еще немного времени, мы сгоняли в город за провизией, а затем решили потренироваться с веревками. Нам необходимо было отработать прохождение переправы. Как выяснилось позднее, пока мы там лазали по веревкам в лесу, расположенном в нескольких десятках метрах от гостиницы, почти весь персонал этого комплекса подглядывал за этим действом.
Лена
Ещё когда я бронировала гостиницу, в трубке прозвучала фраза: «Мы работаем для Вас!». Тогда я ещё усмехнулась. Но могу ответственно заявить, что это лучшая гостиница в Сибирском регионе, в которой мне доводилось бывать! За 600 рублей с человека, я не надеялась на многое, обычно это не очень удобные и новые номера. Здесь же всё выглядит достойно. Все чисто и ухожено. Кормят в удобное для вас время в небольшом банкетном зале, и совершенно не дорого. Ужин обошёлся нам меньше 100 рублей на человека, и при этом в меню присутствовала котлета из мяса! А макаронным завтраком по нашей просьбе, нас вообще в 6 утра накормили, да ещё блинчики с мясом и чай к этому завтраку, входили в стоимость номера. Разрешили оставить машину на то время пока мы будем скитаться по тайге и помогли найти отчаянного таксиста, который отвезёт нас на старт и потом отыщет в назначенный срок наш финиш. И ещё было множество мелочей, благодаря которым наша подготовка к старту получилась более удобной и быстрой, чем ожидалось.
Дорога на старт
Игорь
9 мая. И снова утро! И снова чертовски рано! Но в этот раз удалось поспать уже побольше. Мы окончательно упаковали рюкзаки. И решили их взвесить ради интереса. Однако, вес рюкзаков немного расстроил. У парней рюкзаки весили от 15 до 20 кг. Лене повезло больше, ее рюкзак весил 7,5 кг. Я сразу заранее приготовился к бесконечной боли в области плечей. Такой вес я могу таскать, но не доводилось носить его 3-ое суток.
Лена
Такси должно было приехать в 6:45. После сытного завтрака, мы пытались победить Ладу – Калину (такси), на которой нам предстояло добираться до старта. В багажник вошёл только один рюкзак, а в наличии было четыре. Ещё с тремя пришлось ехать в обнимку.
Загрузились в Ладу - Калину. Едем на старт.
Игорь
В 7 утра мы выдвинулись на границу Алтайского края и Кемеровской области. Точка старта располагалась в 110 км от нашего нынешнего места расположения. Приехали на старт, и сразу перевели часы на 1 час назад. Прикольно! На месте старта стояли палатки, участники Экстрим-похода прибыли на старт еще ночью. В течение минут 15, лагерь ожил и начал активно гудеть. Люди просыпались, собирались, скручивали свои палатки. В общем, жизнь закипела! Появились судьи, мы предъявили недостающие документы. Теперь оставалось только ждать выдачи карт.
Граница Алтайского края и Кемеровской области - место старта. А вот и наше такси (Лада-Калина).
Лена
В 8:00 по алтайскому времени нас выгрузили на границе, двух областей. С одной стороны дороги возвышалась стела Алтайский край, а в 50-ти метрах, с другой стороны, Кемеровская область. Пройди 50 метров и уже не 8, а 9 утра, вернись на 50 метров назад и вот день опять на час больше. Кстати наш вопрос, по какому времени будет дан старт, вызвал у организаторов замешательство. Они совсем упустили, что старт находится на границе не только областей, но и часовых поясов.
Выдача карт происходит из автобуса.
Игорь
И вот капитанов приглашают на выдачу карт. Получив карты, нашему взору представилась большое количество кп, составляющих некую нитку от старта до финиша. То есть выбор был, но не такой, к которому мы привыкли. Карта километровка (1 см – 1 км). От старта до финиша длина «нитки» составляет около 90 км. Эта цифра нас немного пугала. Ведь это тайга, черт возьми!
Планировка маршрута. Набор карт (2 штуки).
Откинув страхи и предубеждения, мы начали планировать свой путь. Опираясь на свой опыт хождения по тайге без навигатора, мы предположили среднюю скорость передвижения 2-2,5 км/час. При всем этом, основная задача на гонку была – ДОЙТИ ДО ФИНИША! И желательно уложиться в контрольное время. Так что мы не собирались кидаться на все кп. Тактика была проста – максимально близко к прямой пройти всю дистанцию, по максимуму использовать дороги, и если останется время, то добирать ближайшие кп. Исходя из таких задач, мы решили не собирать вначале все подряд. Было жалко отбрасывать кучу кп, но надо было присмотреться, пройти расстояния и просчитать скорость.
Лена
В 9:00 участников выстроили для пламенной речи главного судьи и других организаторов.
Сообщив о том, как он рад, что мы все здесь сегодня собрались, главный судья констатировал: «МЕДВЕДЕЙ В ЭТОМ ГОДУ НЕ МНОГО…. А ОЧЕНЬ МНОГО!».
Среди участников пронёсся гул, а по окончании открытия, все принялись поближе доставать петарды. Мы тоже не остались в стороне, и вооружили Макса зажигалкой и петардами, а я поближе достала дудку болельщика.
Предстартовый брифинг! Судьи желают всем удачи! Рассказывают о настоящем, а так же о будущих планах!
Старт
В 9:30 была дана команда «старт», и почти 20 команд устремились в лесную чащу.
Игорь
Со старта участники разбились на два направления: одни пошли на дороге кп 33 и затем по логам далее, а вторая часть участников пошла по автомобильной дороге сразу на кп 01. Мы были во второй группе. Но идти до конца по дороге не захотели, а срезали достаточно большой кусок через тайгу. Там мы выпали на дорогу, которой не было в карте, но которая шла в нужном нам направлении. И в итоге мы оказались прямохенько там, где и было нужно. Побрасали рюкзаки и пошли брать кп на стрелку ручьев. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили на кп в бутылке судейскую записку. Это означало, что мы были тут самыми первыми. ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ! УРА!
Дальше мы отправились по дороге на кп 02, откинув еще пару кп. По дороге встретили команду лидеров. Они очень резво перемещались! Монстры! Мы же, достаточно плавно, отправились дальше.
Наше первое "первопрохождение"! Отметка на кп (фото).
Ну и помимо фотографий необходимо заполнить кучу бумажек.
Лена
Наученные горьким опытом мы решили с самого старта отбросить пару тройку КП.
Максим участвовал с нами уже в третий раз, и поэтому не возражал, против отброшенных на старте КП. А вот Александр, готов был взять всё. Нам пришлось его буквально убеждать, что скорость взятия КП по тайге по карте километровке, значительно отличается от ориентирования, и задача на первый день, как можно глубже войти в карту. То и дело мы слышали, а давайте СБЕГАЕМ туда или сюда. К концу первого дня эти идеи стали посещать Александра гораздо реже.
Таежные дороги. Перекус.
Игорь
Солнце грело, как надо. Мы начали раздеваться. Я еще тащил с собой куртку, и было у меня предчувствие, что я так ее и не надену за все 3 дня. Спустя какое-то время я решил все-таки сменить ботинки на кроссовки. И теперь трое из команды были уже в кроссовках, лишь Макс шел в ботинках.
Клещей, как и обещали организаторы, было много. Приходилось на каждом кп осматриваться. Мы постоянно снимали друг с друга этих злостных кровососущих…
Лена
Синоптики не обманули, + 20, солнечно. При такой температуре даже ходьба по болотам и островкам снега не доставляла никакого дискомфорта. То и дело, нам попадались тропы или дороги, не особо хорошие, но скорость передвижения по ним, была всё равно выше, чем по лесу. Почти на каждой тропе или дороге нам попадались медвежьи следы, то старые то свежие, но они постоянно напоминали нам, что мы здесь на чужой территории.
Игорь
Навигатор пришлось конкретно применить на заходе на кп 07. Мы должны были дойти по дороге до ее поворота, и с него уходить в лог. Однако, мы достаточно долго шли по дороге, сворота не было. Я глянул в навигатор, и понял, что мы уже давно прошли этот мистический поворот и уже «чешим» якобы по лесу. Поудивлялись, но не расстроились сильно, так как практически дошли уже до другой дороги, которая прямо на кп выводила. Кп, и снова первопрохождение! Круто! Неподалеку в низинке расположился Вячеслав (волонтер)! Он шел один! Его задачей было – страховать участников, и в случае проблем, связываться с организаторами гонки.
И снова "первопрохождение"!
Погода была классная. Было совершенно не холодно! И это радовало! Хотя приходилось пить больше, чем обычно.
Очень много жаб было по всюду. А так же встречались запруды бобров.
Наш первый серьезный отдых состоялся на кп 11. Туда мы снова пришли первыми. Лидеры гонки нас нагнали ранее, а затем ушли на петлю за пунктами, которые мы бросили. Так что, мы снова были впереди. Мы отдохнули час! Рюкзак нещадно отдавливал мои плечи. Остальные вроде не жаловались на такие проблемы. В целом наше состояние было хорошим! К этому моменту мы поняли одну фишку. Дороги, указанные в наших картах не всегда присутствовали на местности. Зато попадались дороги, которых не указано в карте. Просеки тоже отсутствовали на местности. Поляны были вполне читаемыми. У меня же в навигаторе была другая карта. В ней дороги практически отсутствовали. У Сани в навигаторе была тоже другая карта. В отличие от моей, она была векторная.
Обеденный перерыв (1час).
В это время Сане в плечо уже впился клещ.
И вот с такими мыслями двинулись мы дальше. Остаток дня мы шли за командой лидеров (руководитель - Горюнов В. А.), постепенно отставая от них. По возможности, мы применяли тактику бросания рюкзаков. Удлинение пути конечно было, но не столь значительным. Зато отдыхали плечи, и в целом разгружался весь каркас. Небольшие проблемы доставило кп 17, располагавшееся чуть ли не в болоте. Мы не сразу разобрались, как к нему подобраться, не сильно замочив ноги. Ведь в отличие от остальных, мы шли не в резиновых сапогах, а в кроссовках. В итоге мы взяли кп, но нам предстояло перебраться на другую сторону реки. И тут мы начали сооружать переправу из здоровенного дерева. Бросив дерево в реку, мы с удивлением увидели, как туда же полетел Макс. Ему уже не нужна была переправа!!! Хех! Его по инерции унесло вместе с бревном. Посмеялись и пошли дальше. Далее, путь пролегал по дороге. Но мы осознали, что дорога практически исчезла. Но проследить ее можно было. По ней мы прошли два перегона. Правда, иногда позади раздавалось восклицание: «Что за чаща! Мы по лесу идем?!» Однако нет – это была очередная мистическая дорога! Уже стемнело. Мы достали фонари. Добрались до поляны с лощиной за кп 19. Там и решили заночевать.
Первая ночевка
Лена
В 22:20 добравшись до поляны, после КП 19, мы решили разбить лагерь и остановиться на ночлег. Игорь и Макс принялись за костёр и дрова, Саша пошёл за водой, а я озадачилась приготовлением ужина и завтрака в одном котле.
Мы, не торопясь поужинали, просушили у костра сморщенные от воды пятки, оттащили подальше от палаток запасы провизии, на случай выхода косолапого, и отправились спать.
Игорь
Саня в эту ночь спал на улице у костра. По рассказам Сани, некие мыши всю ночь пытались утащить его в чащу!!!
Второй день.
Лена
Я уже упомянула ранее, что график был не лютым, и на сон у нас было отведено аж 4 часа. В 4 утра протяжный писк будильника на часах Игоря скомандовал подъем. Мы позавтракали остатками вечерней гречки, упаковали рюкзаки и в 5:30 выдвинулись навстречу новому дню.
Игорь
И снова утром мы провозились чуть дольше, чем нужно было. Я сделал небольшие подсчеты. В первый день мы сделали достаточно мощный рывок. Вместо запланированных 24 км, мы преодолели аж 35 км за 11 часов ходу. Это говорило о том, что скорость наша гораздо выше, чем мы предполагали. Это внесло некоторые коррективы в план перемещения! Я прикинул курвиметром по карте – мы успевали дойти до финиша с такой скоростью. Правда, в первый день мы много ходили по дорогам.
Пройдя несколько километров в сторону первого на сегодня кп, мы наткнулись на целое полчище квадроциклистов. Они переночевали на большой поляне и уже пили чай у костров, осматривая свои машины. Лена облегченно сказала, что медведей тут уже точно нет. Эти ребята наверняка их всех распугали!
Лена
Берём первый КП дня, и опять лицезрим на записке уже знакомую фамилию Горюнов. Его команда прошла за час до нас, и они взяли судейскую записку. Это значило, что ребята встали на час раньше, чем мы. Как говориться: «Кто раньше встаёт, тому бог судейскую записку даёт!».
Игорь
Второй день проходил под девизом «Ненавижу лога». Много кп располагалось в логах. Согласен, заход железобетонный! Но вот реализация – это уже совсем другое дело… Постоянно появляющиеся заболоченности, коряги, упавшие деревья и так далее. Все это немного нервировало, и самое главное – замедляло нас!
Преодоление водных преград.
Лена
Во второй день, нам предстояло пройти большую часть пути. Сегодня солнце то и дело прятали тучи. Время от времени нас поливал дождь, и приходилось облачаться в дождевики и куртки.
Из спортивного интереса я пыталась сосчитать клещей, которых наша команда с себя снимала, но после того, как их число перевалило за сорок, я бросила эту затею.
Сегодня на пунктах то и дело мы пересекались с тремя командами: Ватника, Щепина и конечно Горюнова.
КП на широкой просеке
(граница Алтайского края и Кемеровской области).
Игорь
В этот день мы стали очень часто натыкаться на следы лосей. Но вот в чем парадокс, очень часто следы лося совпадали с направлением нашего движения. Через какое-то время, у нас даже появилась версия, что команда лидеров на лосе передвигается. оттого так быстро и перемещается!!!
На обед мы встали недалеко от кп 31. И кстати его мы взяли снова вперед всех. И снова троекратное УРА! УРА! УРА!
УРА! Снова "первопрохождение"!
Пока мы отдыхали и кушали (1 час), мимо нас прошла команда Горюнова и еще какая-то команда. Мы поели и отправились реализовывать супер-надежный, дорожный вариант. Дальше почти все было по дорогам. Так мы думали… Но у тайги на наш счет были совершенно другие планы! Как только по очередной убитой дороге, мы дошли до границы областей, как тут же дорога исчезла. Совсем! Абсолютно исчезла! Даже признаков не было! Пришлось идти по навигатору. Но впереди был стопорящий ориентир – хорошая дорога. Даже в навигаторах она была. Но, увы, дойдя до мифической дороги и пройдя чуть дальше – в реальности мы ее не обнаружили! Облом! Мы были в 500-700 метрах от дорого кп 36 на горе Мохнатая.
Лена
Перед штурмом КП 36, которое стояло на горе Мохнатая, мы сетовали, стоя у рюкзаков, на отсутствие нарисованной в карте дороге. Было решено бросить рюкзаки и сгонять на гору налегке. Пока мы собирались нам на встречу выпала команда Горюнова. Игорь спросил у них, про КП и гору. Горюнов ответил, что спуск занял у них минут тридцать. Парень слукавил, наверное, в надежде, что мы бросим КП. Хотя один из их команды пытался нам объяснить, что лучше зайти на гору из-под скалы. Только вот, из-под какой скалы???
У нас подъем и спуск, вместе с отметкой, заняли не более сорока минут. Я ещё подумала тогда, что это тебе не рогейнеры. В рогейнах, я часто сталкивалась с тем, что участники, взявшие КП, с большим усердием рассказывают тем, кто только заходит на этот пункт, как лучше его брать. А поднявшись на гору, одна команда, нас вообще обескуражила вопросами: «Кто такие? Почему без рюкзаков? И вообще вы не по-нашему одеты! А едите, что?». Они даже записку Максу не сразу отдали.
Игорь
Воодушевившись, мы отправились на следующее кп. По дороге, нам срочно нужно было добыть воды. И возможность представилась тут же, в ближайшем логу.
К слову, воды нам прриходилось пить много. Унести на себе столько воды невозможно физически. Поэтому мы набирали воду в ручьях, коих было в тайге в избытке. Само собой, искали, где вода почище, мутную воду старались не набирать. Процес набора воды съедал время, но это было жизненно необходимо!
Так вот, пока мы набирали воду, услышали, как по лесу в сторону того же кп, куда направлялись мы, ломятся другие команды! Лес потихоньку начал наполняться людьми. Становилось веселее! Следующие пару кп мы все время кого-то встречали. Наша команда вызывала интерес у туристов. Якобы, мы как-то не так одеты и смотрим тоже как-то не так!!!!
День приближался к своему логическому завершению, и уже через пару часов нам нужно было вставать на ночлег. Решено было дойти по дороге до кп 37 и там уже где-нибудь остановиться. Нам повезло, отойдя с кп 34 на пару сотен метров, мы выпали на хорошую дорогу, идущую вдоль лога вверх. А наверху (на гребне) должна была быть другая дорога, которая приводила нас почти к кп. Все получилось! Только где-то в середине мы обнаружили срезку, пошли по ней. Снова дорога не сходилась с той, что нарисована в карте, но шла в нужном нам направлении. По ней мы пришли в нужный нам лог.
Лена
День неумолимо близился к концу. В сторону последнего пункта, нам попалась отличная дорога, и Игорь сказал, что нужно добавить скорости, чтоб наверстать упущенное время. По дороге мне ускоряться не составляло труда, и я бодро выперлась вперед. Отмахав по дороге пару тройку километров, и обогнав команду Щепина, мы остановились, чтобы бросить рюкзаки, перед тем, как сгонять в лог на КП 37. Уже стемнело, Щепинцы решили вставать на ночевку, а КП взять утром. Мы же планировали закончить день отметкой на 37 контрольном пункте. Усталость постепенно подбиралась к нашим телам и рассудкам. Глядя на то, как команда соперников сбрасывает рюкзаки, и собирается вставать на ночевку, парни дрогнули. Макс и Саня усевшись на рюкзаки, с надеждой завели разговор, о взятии КП утром. Наши с Игорем аргументы, что спуститься по неглубокому логу, и высветить нашими супер-фонарями отражающую ленту не составит труда, не возымели должного успеха. И тогда Игорю пришлось включить «Капитана» и парни нехотя, но верно потопали вслед за нами на КП. На взятие ушло минут двадцать, не больше. Я в очередной раз порадовалась своему новому фонарю. Без особого труда я отыскала пункт среди деревьев, не смотря на то, что именно его светоотражающей лентой оборудовать забыли.
Нашли кп. Светоотражающая пленка отсутствует.
Вторая ночевка
Вернувшись на дорогу к рюкзакам, мы решили не вставать, как команды соперников, а прошли чуть подальше вверх по дороге и разбили свой лагерь, укрывшись под пихтами.
Игорь
Мы нашли место для ночлега, и снова стали проводить вечерний ритуал: костер, палатка, приготовление еды, сушка кроссовок. Ведь в этот день нас несколько раз мочило дождем. Мы все сделали уже гораздо быстрее, чем в предыдущий вечер! Легли спать в 23:30. Подъем был запланирован на 3:30. Саню мы позвали к себе в палатку, ведь ночью была большая вероятность дождя. Так и случилось. Ночью прошел мощный дождь.
Сушка вещей и ног у костра. Приготовление еды!
Утром было холоднее, чем в предыдущее утро. Пришлось одеть даже куртку. Быстро развели костер и согрелись. Я снова начал считать время и расстояния. Во второй день мы прошли 41 км за 15 часов ходу. Скорость упала из-за бездорожья. Глянув на путь, который нам предстояло преодолеть сегодня, я с тоской отметил отсутствие дорог. Опять тайга! Но по расчетам, мы успевали прийти на финиш. При этом мы заложили 2 часа на тех.этап.
Третий день
Утро третьего дня, и мы снова готовы "месить"!
А вооон на той горе, слева от нас, нужное нам кп.
Лена
В 5 утра третьего дня мы выдвинулись в путь. По дороге оставленной трактористом романтиком, как сказал Максим Полев, мы забрались на нужный нам бугор. Достаем из бутылки на КП заветную бумажку и,… что вы думаете? Опять бог дал судейскую записку Горюновцам. Когда мы только вышли на дорогу, чтоб пуститься в путь, парни уже брали это КП.
Игорь
И снова команда Горюнова впереди нас на 1 час. Было подозрение, что эти люди вообще не спят! Было даже предположение, что они киборги!
Игорь уговаривает Лену поверить в себя и перейти по опасному бревну. ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!!!
Далее наш путь проходил спокойно и по тайге! По дороге на одно кп, нам посчастливилось повстречать очередную мистическую дорогу. Она приводила на лесопилку, а далее в лог на необычный мост. Мы прошли по мосту из наваленных параллельно друг другу деревьев. Как по нему вообще можно ездить??? Мы взяли кп 44 на горе и сели отдыхать. К слову, начало подъема на эту гору было достаточно крутым и заваленным, я прямо сразу вспомнил лес за Караульной речкой близ Красноярска. На кп нас догнала команда Щепина. Их мы уже встречали во второй день! Мы обменялись какими-то фразами и отправились дальше.
Жестокий мост из наваленных деревьев.
Дальше все было нормуль! Один раз мы чуток влетели, но в целом – все было хорошо! Перед нами шли только команда Горюнова.
Кп 48 вызвало у нас сложности. Дело в том, что в моем навигаторе в этом месте черное пятно. А у Сани в этом месте очень утрированный рельеф. Так что решили это кп мы взять с угла поляны. Ну и конечно промахнулись, идя по компасу. Попали меж двух бугров и выбрали в итоге не свой. Поняли, что что-то не так. Быстро, не суетясь, проанализировали ситуацию. У меня было отмерено расстояние от угла поляны. Саня отмерил, где мы располагаемся относительно железной дороги. И стало ясно, что нам нужно просто сместиться дальше от железной дороги на метров 300. Так мы и сделали. И легко обнаружили свой бугор. Вот она – слаженность командного мозгового штурма. Одна голова - хорошо, а ЧЕТЫРЕ – ЛУЧШЕ!!!
На следующем кп 50 мы присели на обеденный отдых. Там я снова просчитал наши шансы. Они были не плохи! Мы все еще успевали на финиш вовремя. Но необходимо было поднажать. Мы сократили наш обед до 40 минут и двинулись дальше. Затем мы снова применили тактику со сброшенными рюкзаками, быстренько метнулись до кп 49 в слияние ручьев, вернулись обратно и поспешили на следующий кп 51. Кп находилось в логу, и на кп уже вела небольшая протоптанная тропа предыдущими командами. С какой-то невероятной скоростью мы преодолели связку из двух кп в этом логу и оказались на техническом этапе аж на 30 минут раньше запланированного времени.
Лена
Завершающий день такой гонки всегда пролетает молниеносно, Часы мелькали, как кадры в ускоренном кинофильме. И вот мы уже несемся с рюкзаками наперевес по бурелому, через болота, чтобы взять последнюю связку КП перед техническим этапом. Наконец мы достали веревки и карабины, которые таскал Александр три дня по тайге в своем рюкзаке.
Технический этап
Прохождение технического этапа "Спуск, подъем".
Достаточно быстро мы справились с этапами спуск и подъем, а вот этап переправа, нам пришлось поискать, так, как пройдя 300 метров вверх по ручью, как сказали судьи, мы не обнаружили такового. Только когда мы вылезли из лога и покинули русло ручья, мы увидели, что через ближайшую дорогу с небольшими откосами, команда, идущая впереди нас, натягивает веревку. Такой халявы от организаторов мы ни как не ожидали. Судья на переправе, рассказал, как он рад нас видеть и как ему нас жалко, что после трех дней скитания по лесу, нам приходиться бороться с веревками. Он всячески пытался помочь нам подсказками.
Макс достаточно ловко и умело орудовал веревками и карабинами, он грамотно распределил нас по местам, рюкзаки Игорь и Саша тянули за карабин с другого берега, мне лишь надо было снять веревку с дерева и обвязавшись ей вернуться на сторону парней. Так что переправа не заняла у нас много времени и сил, в отличии от команды, которая шла следом. Там парни умудрились к переправляющейся девахе в щёлкнуть два огромных рюкзака на соседний карабин и ей пришлось их тянуть по веревке. В общем-то, тянуть у неё не очень получалось, так как, вес этих рюкзаков, примерно, был равен её собственному весу. Мы поняли, что не дождемся развязки этого действа, поэтому сделав пару фотоснимков, отправились в сторону финиша.
Технический этап "Переправа". Девушка с кучей рюкзаков в связке.
Игорь
Проходя к тех. Этапу «переправа» через русло ручья, мы увидели лидеров (команду Горюнова). Они нежились на солнышке, задорно посмеиваясь! Они собрали все кп, которые были в лесу. МОНСТРЫ! Они отдыхали, ведь до открытия финишного коридора, который был с 17:00 до 18:00, еще оставалось много времени. Но мы решили не расслабляться раньше времени, поэтому, как только преодолели «Переправу», сразу направились на финиш, который располагался в 3 км от нас на станции "Каменный ключ".
Финиш
Финишное кп. Спустя почти 56 часов.
Мы достаточно быстро преодолели оставшиеся 3 км и оказались на финише в 17:03. Ура! Гонка наконец-то окончена! Далее потребовалось некоторое время, чтобы пройти процедуру оформления и подсчета очков.
Лена
А вот и она, невзрачная, высотой сантиметров 50, но такая долгожданная табличка ФИНИШ!
Мы бросили рюкзаки и принялись переодеваться, а Игорь еще минут 30 пытался оформить финишные документы. Бюрократия какая-то у этих туристов!
Пока мы ждали нашего отчаянного таксиста, налетел ветер и окатил нас напоследок хорошим дождевым зарядом.
Финиш! Дождь! Ветер! В ожидании нашего такси...
Игорь
И вот тут то, наконец, я смог воспользоваться всей экипировкой, которую нес с собой про запас. Мы с Леной срочно облачились в термобелье, костюмы, куртки, ботинки, обвернулись ковриком и приютились под березами. Саня залез в свой дождевик и просто сидел на открытом пространстве. Макс тоже был там же с Саней. Все мы с нетерпением ждали нашего таксиста, с которым мы предварительно договорились, еще до старта. Оставалось надеяться, что он нас найдет! И он нашел!
В этот день мы преодолели 31 км за 11 часов ходу.
Команды продолжали прибывать, обмениваться эмоциями и впечатлениями. Мы же под деревом снова встретили Вячеслава (волонтера) и поболтали с ним.
Через полчаса ничегонеделания, приехало наше такси. Мы попрощались с судьей и начали грузится в такси.
Город Белово (обратный путь)
Лена
Мы проделали повторную процедуру впихивания рюкзаков в Ладу – Калину и еще час тряслись по кочкам и ухабам, до лучшей гостиницы в сибирском регионе.
Нас встретила всё та же озябшая девушка. Она накормила нас не дорогим, но вкусным и горячим, ужином, и пустила в гостиничный душ помыться, просто за четыре спасибо.
Дорога домой
Так как Александр оказался из нас самый вкусный, и его укусило в первый день сразу два клеща, прежде, чем пуститься в дорогу, необходимо было поставить ему болючий укол в местном травм пункте.
Еще по дороге до больнички, мы с Игорем легли спать. Сквозь сон я слышала, как машина остановилась у больницы. Спустя какое-то время мы вновь поехали. Трясти на кочках стало значительно больше. То и дело сквозь сон прилетали обрывки фраз: «Куда? Туда! Да нет, не туда! Тут вообще кирпич!». Я Подняла голову и предложила парням разбудить Игоря. На моё предложение, парни заявили, что уже справились, и я опять провалилась, в прыгающий по неровностям дороги, сон.
Я открыла глаза, за окнами автомобиля уже стемнело. А с переднего сидения опять доносились не совсем обнадеживающие слова и фразы: «Надо было не туда! Разворачивайся! Нельзя! Автобан! Куда ехать-то?!». Игорь, проснувшись и увидев указатель на Новокузнецк, скомандовал остановить машину на обочине. Совместными усилиями Мужчины победили навигатор, и мы наконец-то отправились домой. Мы опять рулили вахтовым методом. Мне выпал кусок после Кемерово, хоть там и не Альпы, но местные серпантины затянул густой туман, и порой приходилось снижать скорость до 20 км/час. Это слегка замедлило нас, но не остановило.
Игорь
Лена довезла нас почти до Мариинска, через него снова рулил я. Мы проехали Мариинск, и надеялись, что сможем перекусить в кафе во «Второй пристани». Но кафе ночью не работает. Так что пришлось отъехать чуть дальше и покушать в другом придорожном кафе. После этого за руль сел Саня, я уснул, а проснувшись, увидел, что за рулем уже сидит Макс.
Лена
Спустя 10 часов мы въехали в наш любимый двор. В 9 утра (12 мая) Максим остановил машину, мягко надавив на педаль тормоза. «Наш поход завершен!» - сказал Максим и, заглушив двигатель, вытащил ключ из замка зажигания.
Вот на этом красавце мы ездили на Экстрим-поход!
Игорь
Для нас с Леной экстрим-поход закончен, а вот для Сани с Максом еще нет. Ведь им предстоит еще ехать дальше в Минусинск и Абакан.
Днем мы сходили в сауну, вечером посидели, обсудили все минусы и плюсы. А в 6 утра следующего дня Макс и Саня отправились домой!
Командный поход в сауну. Восстановительные процедуры! Позитивненько!
Итоги
Лена
И так...
Результат наших трёх дневных усилий:
Результат наших трёх дневных усилий:
- медведей встречено – 0;
- клещей снятых, где-то далеко за 40;
- клещей, накормленных Александром - 2.
К концу, гонки, молва, о некой мифической команде, которая наступает на пятки лидерам, на контрольных пунктах, опережала нас.
Мы стали лучше понимать и слышать друг друга.
Мы смогли рассчитать свои силы и выйти в срок, собрав достаточное количество КП, что бы выиграть свою подгруппу (Класс 2), и занять третье место в абсолютном зачете. Это был приятный бонус нашим усилиям.
А ещё!! Кроссовки SalomonSpeedcross- лучшая спортивная обувь на свете!! Болота, грязь, буреломы, ничего не доставляло нам дискомфорта. Хорошо держат стопу, быстро сохнут после форсирования водных преград, и лёгкие, как пух! Хоть по началу туристы и смотрели на наши обутки с недоверием, через сутки, они нам с Игорем попросту завидовали.
Игорь
Конечно, ходить по тайге – не очень безопасное занятие. Но все-таки желание «ПРЕОДОЛЕТЬ» неумолимо тянет нас вперед! Глобализированный рельеф, заваленные лога, заболоченности, исчезающие дороги и поляны, мистически-появляющиеся иные дороги, непредсказуемость погодных условий, тактические решения, реализация выбранных вариантов – все это составляющие экстрим-похода. Многое из перечисленного присутствует и в классическом суточном рогейне!
Организаторам Весеннего Экстрим-похода спасибо за данное мероприятие!
Технические параметры
За 56 часов гонки мы преодолели 107 км по тайге. Набор высоты составил 2380 метров. Количество времени в движении – 37 часов. Средняя скорость движения – 2,9 км/час.
Трек команды "Красноярский рогейн".
2. Отчет Полева Максима.
На границе тучи ходят хмуро
Мы уже шли минут двадцать по асфальтовой дороге, по которой пару часов назад приехали на старт. В советские времена здесь заложили основу для ж/д путей, но рельсы положить не успели. В наше время из основы для путей сделали автомобильную трассу на Барнаул, и теперь это почти идеально ровная дорога (в плане сброса и набора высоты) с длинными, пологими поворотами. Мы спланировали наш маршрут так, что до захода в тайгу нам надо пройти по этой дороге около 6 км, кажется. Уже прилично нагретый асфальт, прожаривал мои ноги сквозь трекинговые ботинки. А уже прилично греющее весеннее солнце, душило моё тело через, ещё не снятую, термуху. Мы шли всего минут двадцать, а мысли мои уже были в будущем. Перед глазами уже стояла картина, как мы весёлые и живые подходим к техническому этапу, проходим его! И топая финишные три километра до станции «Каменный ключ», наконец-то завершаем сей чудный экстрим – поход! А потом в гостиницу, в душ, в чистую одежду, в наш любимый микроавтобус, в ночную дорогу домой.
С Сашей мы состыковались в Минусинске, у наших друзей и товарищей по спорту, Ширниных. Уладив частные дела и, вкусно перекусив у них, для нас с Сашей начался экстрим-поход. Сменившись в кресле водителя на середине пути, мы прибыли в вечерний Красноярск и завалились (впрочем, как всегда) с рюкзаками в квартиру Аникиных. Саша впрочем, уже скоро уехал по своим рабочим делам, а мы, перепаковав рюкзаки и ещё раз проверив всю снарягу, начали готовиться ко сну. Но легли всё равно поздно, так как долго ждали Саню. Он вернулся только после полуночи, а в это время Игорь пытался победить карты местности, по которой нам предстояло ходить, чтоб загрузить их в навигатор. А ещё после часа ночи заехал Макс Попов (он же «Рембо») и привёз верёвки с котлом, чего нам не хватало для полного снаряжения. Спать нам оставалось 3 часа...
Раннее Красноярское утро, отсутствие пробок на выезд, и мы катим по трассе на запад. На спальном месте мирно посапывал Игорь, он спал меньше всех в эту ночь. До Ачинска машину вел Саша. После Ачинска за руль сел я. Я рулил до Мариинска, на въезде в который, мы традиционно зашли в трактир и немного перекусили. Дальше до Кемерово ехал Игорь, для него было впервой ехать на большой машине с совсем другими ощущениями руля и педалей. Но, наш отважный капитан быстро втянулся и без сучка и задоринки преодолел свой участок пути.
Трактир во "Второй пристани". Дорога перед Кемерово.
В пункт нашего назначения - г. Белово, расположенного в Кемеровской области, мы прибыли в начале вечера. Немного поматерившись на навигатор, который вместо гостиницы привёл нас в какой-то частный сектор, мы таки нашли её и шумно заселились. Ну мы не кричали и двери не пинали, не подумайте про нас плохо! Просто мы несли много вещей, в частности рюкзаки, и задавали администраторше много вопросов. Она была наверно в неком шоке-ступоре от таких постояльцев. Для неё, видать, было в диковинку, что можно приехать фиг знает откуда на одну ночь, вечером выйти в лесопарк на территории гостиницы - потренироваться с верёвками, а потом утром, оставив машину, уехать на три дня в тайгу на какие-то экстрим соревнования. К слову, очень милый уютный и главное не дорогой гостиничный комплекс!
2-х местный номер в гостинице "Медведь" (г. Белово).
К отметке на КП у туристов я уже привык – это фотография, но тут к этому ещё добавилась записка, которую ты оставляешь взамен той, которая уже там была: либо судейская, либо команды, идущей впереди. В записку внесены данные о номере команды, фамилия капитана (руководителя), время взятия КП и кодовое слово. Поначалу мне это казалось слишком сложным и муторным, а тем более я отвечал за снятие записки и её сохранение. Так же я выдавал Игорю нашу карточку, которую он заполнял вместе с путевым листом. Потом я всё это паковал обратно. Каждый раз приходилось проверять, положил ли я снятую записку себе, а нашу заполненную в бутылку на КП. Но в итоге я быстро к этому приноровился! А по снятой записке очень удобно было следить, на сколько ты отстаёшь от впереди идущей команды; либо радоваться, если сняли судейскую записку – значит идём здесь первыми!
Отметка на КП. Заполнение путевого листа. Фотографии.
На старте нас напутствовали обилием клещей и медведей. Да! Это так! Только считать снятых клещей мы перестали после пятидесяти, а вот медведей, слава богу, не встретили! Но, по обилию следов, понимали, что они где-то рядом. Благо, большое количество участников, равномерно разбредшееся по тайге, отпугивало мохнатых на безопасное расстояние.
Место старта. Граница Алтайского края и Кемровской области.
Вот так и начался первый день! На старте на нас немного косо посматривали, так как первый раз нас видели, плюс к этому, мы были не так одеты (по их мнению). До самого финиша между нами с остальными участниками был спор – у кого раньше ноги сотрутся: у нас в кроссовках или у них в сапогах. Я шёл в трекинговых ботинках! Если бы несколько раз не набрал воды в ботинки, провалившись в ручьи во время их перепрыгивания, то ступни не убились бы! Но из-за воды, ступни все-таки убились, да так, что наступать было очень больно. Благо, что это случилось непосредственно под самый финиш, уже после технического этапа. Лена с Игорем шли в Спидкроссах (Salomon Speedcross), Саша в Иновах (Inov), и у них с этим меньше проблем было. Их промокшие ноги быстро высыхали, благодаря специальной мембране, плюс анатомический профиль подошвы не давал ступне болтаться и стираться.
Обнаружили поляну с обилием ярких цветов.
Все три дня мы шли примерно в одном темпе. Скорость передвижения зависела непосредственно от наличия препятствий под ногами. По хорошей отсыпанной дороге, оставшейся от золотодобытчиков с середины прошлого века, мы просто неслись. Так как ещё нет высокотравия, то перемещение по тайге без тропы, но по ровной подложке, тоже было довольно быстрым и даже более приятным, чем по дороге. Но вот при движении по логам с их завалами и заболоченностями, скорость падала очень сильно. Особенно в некоторых местах, где бобры построили плотины, и поэтому ручьи заполняли лощины полностью, превращая их в полу-озера, полу-болота!. А ещё были обычные лесные дороги, ну как были... Тут уже начиналась игра! В карте есть дорога – на местности она:
1) есть, проходимая, и совпадает профилем с картой (очень редко),
2) есть, проходимая, но сильно не совпадает с картой,
3) есть, почти не проходимая – завалена деревьями и грязью, проще идти параллельно по тайге,
4) и самые «весёлые» - это, которые есть в карте, и ты очень сильно на них рассчитываешь при планировании маршрута! А в итоге дороги нет, вообще нет, ни намёка, ни прогала.
Хождение по дорогам и просто по лесу.
Так и случилось во второй день при заходе на дорогой пункт на горе «Мохнатая». С предыдущего пункта мы двигались по существующей в карте дороге, но нифига не проходимой. По ней мы вышли на просеку, обозначающую границу Кемеровской области и Алтайского края. И далее по плану путь должен был продолжаться за просекой, пусть по плохой, но всё же дороге, ведущей прямо на пункт. И так! Дороги нет вообще! Вот тут мы окончательно убедились в нужности практически постоянного использовании навигатора. Только благодаря ему, мы не стали тратить время на поиск несуществующей дороги, ведь, если верить навигатору, мы стояли прямо на ней, и оставалось только подняться на гору по этой дороге. Высотная отметка горы мохнатой чуть больше 560 метров (от уровня моря), но нам, избалованным видами Саян, Красноярских Столбов и даже видами с Красноярской Николаевской сопки, хотелось лицезреть нечто подобное! Но наши ожидания не оправдались - обезлесенных мест здесь практически нет, и полюбоваться практически не на что.
Кп на горе "Мохнатая".
Но примечательна эта гора ещё стала тем, что на её вершине, где располагался КП, мы встретили большое количество команд, отдыхающих после трудного подъёма. Ведь они шли по другому варианту, и их подъем начинался с глубокого лога. Мы же, в свою очередь заходили с другого КП, еще на перегоне между КП набрав высоту. Так что, оставив рюкзаки, мы «лёгкой трусцой» забежали и спустились всего за сорок с лишним минут. Да, да, неподготовленные наши друзья, здесь в тайге перегоны между пунктами начинаются от сорока минут и часа, и доходят до трёх – четырёх часов. Поначалу это тяжело укладывается в голове, но потом привыкаешь, и кажется, что вот совсем недавно отмечались на КП. Пришли на следующий КП, а тебе говорят, что мы шли этот перегон час двадцать...
Тайга. Нашли какое-то подобие дороги.
Кстати, о других командах. Весь первый день, проведённый под приятной солнечной погодой, мы регулярно пересекались только с одной - командой под капитанством Горюнова В.А.. Мы до последнего не верили, что эти, как оказалось, тоже лютые ребята, собирают все пункты подряд, ничего не отбрасывая. А встречались мы с ними только потому, что мы уже с самого старта начали отбрасывать пункты. Ведь мы изначально не планировали собирать всё подряд. Мы собирались равномерно распределить свои силы так, чтобы не пришлось устраивать на финише «тупого» кросса по прямой; бросая все пункты и, соответственно, теряя шансы на хороший результат. И мы всё верно рассчитали! Уже на финише мы прикинули нашу среднюю скорость, померили расстояния до пунктов, которые бросили. Получилось, что мы смогли бы взять ещё максимум два пункта, но на результат это всё равно не повлияло бы. Расспросив на финише этих ребят, оказалось, что они даже спали на час больше нас, мы - четыре часа, они – пять. Но в итоге, они взяли всё и на технический этап вышли первыми, лютые!!!
Второй и третий дни уже разнообразили наш путь дождём с переменной периодичностью и интенсивностью. Первая ночёвка прошла на краю большого поля. Ночь была сухая и тёплая. Кстати, Саша спал у костра, так как вышел казус с палатками. Но он сам на это согласился ещё в гостинице, когда мы поняли, что нести вторую палатку будет лишним грузом. Вторая ночь уже была немного сырая. Засыпающего ночью у костра Саню, утром мы обнаружили, спящим в тамбуре палатки!!
Ночевки с костром.
Под конец нашего похода было внесено разнообразие! Сначала был выход на железную дорогу, с дальнейшим поиском пункта «в молоке» на не выраженном бугорке без навигатора по компасу (т.к. в этом месте в карте в нём был пробел). Потом было преодоление кучи логов поперёк, чтоб подняться через завалы лесорубов на высокий бугор. А ещё было мега скоростное взятие пункта в огромнейшем логу с почти отвесными склонами, в который нужно было спуститься и потом обратно подняться (без рюкзаков, правда). А так как мы думали что не успеваем на технический этап, то после этого восхождения по отвесным склонам, почти бежали вниз (уже с рюкзаками) по вновь болотистому и немного заваленному логу на последний КП, обгоняя и вводя в ступор остальные команды, также спешащие на технический этап. В их глазах мы уже видели не иронию в отношении нас, а некое непонимание того, как мы смогли…?! Им становилось понятно, что мы не профаны! К тому же мы прошли технические этапы на отлично.
Ходил по дорогам, преодолевали лога, ходили по ж/д путям!
Мы уже шли минут двадцать по асфальтовой дороге, по которой пару часов назад приехали на старт. Но в мыслях, перед глазами я уже видел, как мы проходим технические этапы и топаем три километра до финиша, а потом гостиница, душ, дорога домой...