for saiy    Отчет команды "Красноярский рогейн" о восхождении на гору Борус. Помимо Красноярцев в состав группы вошли участники из Саяногорска, Абакана и Минусинска.
    Борус - многоглавый хребет Западного Саяна, расположен недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, в окрестностях Саяногорска.

Идея!

Елена:
    Новый год мы встречали в кругу семьи. Шумное веселье спортсменов в этот раз прошло без нас.
   Вот уже больше месяца мы с Игорем дальше Мининских столбов не отрывались от Красноярска. Заботы и дела навалились, и медленно, но верно душили нас. Желание и жажда вырваться, глотнуть свежего воздуха и новых впечатлений была велика.
   В один из вечеров получив очередную весточку от ориентировщиков из Саяногорска, в моей неугомонной башке мелькнула мысль: « БОРУС! Это же рукой подать от Саяногорска! А Игорь никогда не был в горах, а я не была на Борусе». В следующие пять минут я уже звонила Сабитовой Юле, с просьбой приютить нас на пару дней. И конечно с предложением приятно провести выходные, штурмуя вместе с нами Большой Борус.

Игорь:
   Поход на Борус хорошо вписывался в наш план тренировок. Длительная тренировка, да к тому же еще и с набором высоты до 2300 метров (от уровня моря). Нам было интересно! Идея, неожиданно помещенная в наши головы, стала постепенно захватывать все больше пространства! Не поехать – было уже невозможно!

Елена:
  Посмотрев прогноз погоды на ближайшие 10 дней, и сделав несколько звонков, группа единомышленников выросла до шести человек: Аникин Игорь, Комлева Елена, Попов Максим (Красноярск); Полев Максим (Минусинск); Сабитова Юлия (Саяногорск) и Лаптев Александр (Абакан).
   Из Красноярска мы втроём планировали выехать 30 января в обед, чтобы переночевать в Саяногорске и с утра пораньше выдвинуться в сторону горы.
    Вечером в четверг я занималась закупкой «общака». Пряники, сало, шоколад и другие нужные организму вкусности. Пихая плитки шоколада в корзину, вспомнила о горных духах, и решила прикупить одну лишнюю шоколадку для них. Игорь же весь вечер провёл за тем, что готовил карту местности, на которой раскинулся Хребет Борус с его вершинами.

map borus
Карта с предполагаемым маршрутом похода.

Отъезд

Елена:
   К превеликому сожалению, в день отъезда Макса Попова поглотила работа, и он не смог вырваться вместе с нами. Мы ещё не выехали, а уже потеряли бойца. Оставалось надеяться, что остальных друзей по оружию не поглотит рутина, и мы отправимся на гору хотя бы впятером.

Игорь:
   Признаться, нас тоже немного поглотила некая рутина, потому что вместо запланированного выезда, мы выдвинулись на 2 часа позже! Но главное, что мы все-таки выдвинулись!

road
Дорога через перевал (от Бирюсы).

Елена:
   Дорога была отличная. Наконец-то мы ехали из Красноярска по трассе, и нас не забрасывало снегом или градом. По дороге перекусив, уже через шесть с половиной часов мы пытались сначала разгадать хитросплетение Саяногорских микрорайонов, а потом и Юлиного домофона.
   Мы оказались самыми первыми. Потом подъехал Макс, а за ним и Саня. Вечер за борщом и разговорами пролетел незаметно. Спать мы улеглись уже за полночь.
   В 6:30 утра, под раздражающее пеликанье будильника на телефоне, квартира наполнилась не выспавшимися людьми. Мы позавтракали макаронами, соорудили гору бутербродов, а так же заполнили термоса и фляги чаем и какао. К 8:00 мы в полном обмундировании грузились в микроавтобус Александра Лаптева.

На подступах к Борусу!
    Елена:
    Темноту начали разбавлять первые лучи солнца. Мы ехали по извилистой дороге вдоль Енисея.     В окно сквозь тонировку я разглядела цель на сегодняшний день. Борус…. В голове мелькнуло: «Везу тебе гостиниц. Дай только дойти без снега и ветра, и он твой».

Игорь:
  По дороге я пытался доспать еще немного! Получалось это не особо. То и дело я куда-то проваливался и резко возвращался! Макс тоже дремал. На подъезде к Черемушкам я проснулся окончательно, и мы начали дружно что-то обсуждать, а так же рассматривать местную архитектуру. Мы проехали по мосту на другой берег Енисея, и свернули на извилистую снежную дорогу. Склоны с активным рельефом начинали потихоньку давлеть над нами, всем своим видом показывая нам нашу незначительность для них…

Елена:
   Мы высыпались из машины, спешно надевая рюкзаки, пока Саша регистрировал группу на проходной в природный парк. Александр вернулся, но к нам он присоединиться не спешил, так как выяснилось, что он с утра облачился в парадную одежду и теперь мы морозили носы, ожидая пока Саня, натянет на себя подходящие для данного случая штаны.

nachalo 11111
Начало восхождения. Вход в природный парк "Шушенский".

Постепенно мы начали примерзать, поэтому решили начать медленно двигаться в сторону нашей сегодняшней цели, дав возможность Александру разогреться, догоняя нас. Километра через полтора он догнал нас и вот мы уже в полном составе двинулись выполнять программу максимум на сегодняшний день.

Игорь:
   Спустя какое-то время мы оказались перед неким «входом». Информационные щиты гласили о том, что мы перед началом туристической тропы, которая, в свою очередь, является частью достаточно разветвленной тропиночной сети. Здесь я решил надеть наколенник, так как засомневался в надежности моего колена. Насколько я понимал, нам предстояло все время идти только вверх.

tropa tropa baner
Начало туристической тропы "Экоборус".

Елена:
    Мы не спеша топали по тропе, которая тонкой змейкой, уходила куда-то, далеко вверх.  Травили байки и, время от времени, останавливались хлебнуть чайку.

besedka nitka
На подходе к первому курмнику.

Так незаметно мы добрались до первого курумника. Я добрым словом вспомнила Аню Васильеву, которая одолжила мне трекинговые палочки, вещь в таких походах совершенно не заменимую. А Игорь добрым словом наградил тех, кто привязал на подъеме пару веревок, за которые было удобно вытягивать себя вверх по обледенелым камням, у него-то палочек не было и всю нагрузку на сегодняшний день предстояло выдержать его ногам.

kurumnik Kurumnik 1 kurumnik 3
Первый курумник. Виды.

Победив курумник, мы стали участниками Юлиного селфи. Представляете, у нее и палка специальная для такого случая была с собой припасена!

Игорь:
    Пробравшись через первый курумник, мы оказались на некой видовой точке, откуда открывались весьма живописные пейзажи! И конечно Малый и Большой Борусы были перед нами, как на ладони. Казалось бы, вот они, рукой подать. Но ни тут то было. Как же я заблуждался на этот счет!

selfi 1 piknik
Селфи от Юли. До Боруса уже рукой подать (кажется)!

Елена:
  Еще поднимаясь по тропе, мы заметили пару свежих следов. Спустившись в долину, мы постепенно нагнали их обладателей. Двое парней вооружившись ледорубами, топтали себе путь к ледникам, которые были расположены на склоне соседней с Борусом горы. Ребята активно предлагали нам начать штурм горы в лоб по камням. Но, мы воздержались и пошли до заветной ели, от которой по снежному насту начали медленно и верно свой марш бросок. На небе не было ни облачка. Из-за Малого Боруса показался яркий солнечный круг. Подходящее время, чтоб надеть очки. Но, тут я вспомнила, что я, совсем неподходяще, забыла очки в машине. Причем я оставила не только свои очки, но и очки Игоря. Я безоговорочный мешок!

dolina 1 iz dolini gradient
Прохождение долины с последующим штурмом "стены"с мощным градиентом.

Игорь:
   В долине от нашаей группы ненадолго отделился Саня. Дело в том, что наш путь пролегал по носу, усыпанному камнями различного размера. А у Сани на ботинках были одеты стальные "кошки", обеспечивающие хорошее сцепление на снегу. И по камням ему было шагать в такой аммуниции, ой, как неудобно. Вследствии этого, он шел правее от нас, делая по дороге снимки на свой мега фотоаппарат!

vid 1 vid 2
Выступы скал, ледники и загадочная фигурка из снега.

Штурм Боруса!

Мы расположились у подножья Малого Боруса и заправились бутербродами с горячим какао. Ммм… Вкуснота! Пофотографировавшись поочередно на все фотоаппараты, мы начали карабкаться по камням вверх.

vid 3 selfi 2
Отдых и перекус перед штурмом Малого боруса.

Игорь:
   Я конечно хотел начать карабкаться на Малый Борус прямо в лоб с того места, где мы перекусили. Но Саня и Макс сказали, что лучше подниматься слева по хребту. Ведь я ни разу не был в этом месте, а ребята были, так что я решил не искушать судьбу! Вскоре мы выпали на тропу, по которой нам предстояло набрать высоту более 500 метров. Ну, тропой это назвать сложно. Просто местами хорошо примятый снег, припорошенные следы, ведущие к местам, где более менее, можно было просочиться сквозь камни.

vid 4 u borusa
Подъем на Малый Борус.

Буквально сразу же после последнего привала я почувствовал, что мои ноги внезапно потяжелели. Весьма неожиданно! Я поспешил поделиться этой новостью с Леной. Она успокоила меня тем, что так мой организм реагирует на высоту. Тут же она предложила мне супер метод перемещения для данной ситуации – медленно подниматься и считать шаги. И через каждые 100 шагов отдыхать. Так я и сделал, и незаметно для себя добрался до вершины малого Боруса.

selfi 3
Селфи на вершине Малого Боруса!

Елена:
    Подбадривая друг друга мы поднялись на Малый Борус.
    Теплынь, на горизонте ни облачка, нет даже ветра. О таком везении мы и мечтать не могли!

mali 2 Vid 5
Вершина Малого Боруса. Отмечаем.

Вот он…. Большой Борус…. На расстоянии вытянутой руки. Стоит и ждет, когда я затащу на него обещанную шоколадку.
    Еще 50 минут, и мы будем у цели.

Игорь:
   Находясь на вершине малого Боруса, мы прикинули количество времени, которое придется потратить, чтобы одолеть Большой Борус. Поразглагольствовав и сделав кучу «СЕЛФИ», мы двинулись дальше. Остаток пути к Большому Борусу не выглядел устрашающе, наоборот, мне показалось, что данный отрезок не обладает большим набором высоты. И снова я заблуждался. Я все время забывал про один важный фактор – ВЫСОТУ! Скорость передвижения снизилась. Теперь помимо того, что нужно было лезть через камни, приходилось еще бороться с отдышкой. 100 шагов давались все сложнее. Немного заболела голова. Но тем интереснее – новые ощущения! Мы, пускай и медленно, но все же неотвратимо приближаемся к своей цели!

Bolshoi Bolshoi 1
Штурмуем Большой Борус.

Елена:
    И вот Мы стоим на вершине Большого Боруса спустя 6 часов 34 минуты.

vid 7 selfi 4
Большой Борус покорен!

Я смотрю вдаль, и ощущение свободы не отпускает меня. В голове и душе полное спокойствие и счастье, меня ни что не занимает и не тревожит. Я просто наслаждаюсь тем, что я здесь и сейчас, и рядом человек, который мне дорог. Я усердно прячу среди камней, обещанную Борусу шоколадку.

chmoki

Закончив фотосессию, мы двинулись вниз. Борус провожал нас солнечными лучами и абсолютным безветрием.

Bolshoi 3
Панорама с вершины Большого Боруса. Горы Саяны.

Утомительный спуск

Мы спускаемся уже не один час, все по очереди сетуют на затянувшийся спуск. Да уж! Лучше еще в одну гору заползти, чем несколько часов колотить пятки и колени на спуске.
    Сумерки постепенно поглощают округу и нас вместе с ней. Приходится доставать фонари. После последнего курумника, мы буквально бежим, но глубокая темнота уже захватила мир.

2222 night
Темнота поглощает все вокруг.

Игорь:
   На выходе с туристической тропы мы наткнулись на трех человек, которые сидели у костра. В беседке на столе догорали свечи. Ребята поспрашивали нас, кто мы и откуда. Сильно удивились, что мы ОТОВСЮДУ! Угостили нас чаем с какими-то травами! И мы продолжили свой спуск, но уже по дороге.

Елена:
    Преодолев остатки спуска, мы наконец-то увидели свет от фонарей сторожки, на входе в парк.
    Скинув рюкзаки, мы суетливо грузились в автобус, но нам опять пришлось ждать пока Александр облачиться теперь уже в парадные штаны.

garmin finish
Показатели времени и километража нашего похода.

Саяногорск

Через пару часов, уже отмытые в горячем душе, мы сидели за столом, ели борщ, сало и делились впечатлениями и конечно фотографиями, ведь каждый тащил свой фотоаппарат в это пусть короткое, но увлекательное путешествие.

Игорь:
    Мы просмотрели данные GPS навигаторов, которые брали с собой. В среднем, мы преодолели в этот день 23 с копейками километров за 11,5 часов. Общий набор высоты составил около 1950 метров. Значения высоты большого Боруса разнились: от 2270 метров до 2440 метров (от уровня моря).

Елена:
    На часах двенадцатый час, день подошел к концу. Я закрыла глаза, уронив голову на подушку. Последняя мысль, которая посетила мою голову, перед тем, как я погрузилась в сон, была о том, что рядом с Борусом еще есть пару вершин, на которые надо непременно вернуться.

Дорога домой

Утро воскресенья началось с проводов Макса Полева. Потом мы обпились кофе, позавтракали и покатили на нашей машинке домой.

Игорь:
   Но до отъезда, я внимательно изучил карту Хребта Борус. Высмотрел в ней несколько вершин, предположил несколько вариантов походов на будущее и проконсультировался по этому поводу с Саней. Скорее всего, летом мы еще вернемся сюда! Но хотелось бы и пораньше…

arbus no snow
Автобусная остановка на трассе. Отсутсвие снега в Хакасии.

Елена:
    Оглядев округу при дневном свете, мы обнаружили полное отсутствие снега при почти двадцати градусном морозе. После Абакана, то и дело, на полях мы встречали стада пасущихся коров. Отличная экономия. При отсутствии снега и сено заготавливать не надо!
    По дороге домой, мы заехали в кафеху, которая находится в урочище Карчалык (Хакасия, 100 км от Абакана). Уже не первый раз, проезжая и обедая в этом кафе, мы с любопытством разглядываем местную округу. И уже не первый раз наши с Игорем головы (причем обе сразу), пытается захватить мысль, о том, чтобы придумать, в столь интересном по своей специфике рельефа месте, какую-нибудь суточную гонку. Возможно, это детище родиться в 2016-17 годах, пока сложно загадывать.

karcher 1 karcher 2
Урочище Карчелык. Кафе "Sherdor".

Спустя 6 часов пути, мы были в Красноярске. Мы дома…. Наш поход завершен…. Мы усталые, но безумно довольные.

Посмотреть трек данного похода можно на электронном портале STRAVA.

Авторы отчета: Команда "Красноярский рогейн" (Комлева Елена, Аникин Игорь).