Logo erg    С 20 по 26 июля команда "Красноярский рогейн" провела символические сборы в Ергаках. Более подробно об этом команда написала в своем отчете.

Выездной сбор поближе к небу.

Все началось с того, что мы с Леной решили в этом году устроить себе небольшой отпуск в июле. Так сказать, провести время с пользой для души! И потратить это время полностью на себя! Задумали съездить в Ергаки и потренироваться там. Смущал только один факт – наличие в данной местности медведей. Поэтому мы кинули клич, дабы поднабрать народу! В итоге нас набралось 4 человека: я, Лена, Андрюха Толстов и Евгений Тихонович (Минусинск).
   19 июля на Кызыкуле должен был проводиться рогейн. Мы решили, что сначала поедем на Кызыкуль, отбежим рогейн, а потом поедем сразу в Ергаки. Так и поступили. Правда после рогейна чувствовалось недовостановление. Все-таки мы с Леной участвовали в формате 8 часов и преодолели 30 км по лесу за это время. Сколько прошел Андрюха со своей напарницей – мы не знали. Женька участвовал в формате 4 часа, так что ему было легче всех.

День первый.

Итак, утром 20 июля мы собрали палатки и все остальное на Кызыкуле, погрузились в машину и отправились в Ергаки. По дороге заскочили в Минусинск, подхватили Женьку. Спустя 3 часа наша машина изо всех сил пыхтела в перевалы в Ергаках. Погода была очень жаркая. Машина была загружена под завязку, даже один рюкзак пришлось в салоне везти. Все это привело к тому, что машина стала перегреваться. Пришлось несколько раз остановиться, остудить двигатель, а затем очень медленно заломать оставшуюся часть перевалов.
    Добравшись таким образом до Экологического поста ТКК «Ермак», который располагался на ручье Тушканчик, мы оказались в промежуточной и предпоследней точке нашего запланированного на день маршрута. Далее нам предстояло выгрузить из машины самое необходимое, упаковать по рюкзакам и пешком дойти до места базирования лагеря. А лагерь планировался на ручье Медвежьем в 7 км выше по рельефу. Решили не погибать в первый день под тяжестью рюкзаков, поэтому приняли решение сходить дважды до машины. Во время заброски уносим самое необходимое, а на следующий день вернемся за остальным.
    Спустя 3 часа, мы добрались до места, где планировали встать лагерем. Немного походили вокруг, посмотрели места под стоянки и после непродолжительной дискуссии решили встать на достаточно крупной стоянке. Раньше на этом месте стояли лагерем по 20 и более человек, поэтому данное место оказалось неплохо подготовлено: большие столы из кедра, скамьи, место под костер, перекладина, чтобы подвешивать котлы и даже полиэтилен, чтобы закрывать костер от дождя. Были даже наколоты дрова. В общем, практически ничего не нужно было собирать и сколачивать, что конечно экономило нам силы и время.

erg 1
Мы в лагере. Наша группа.

Мы быстренько поставили палатки, развели костер. Лена начала готовить, а мы отправились за дровами. Затем мы натянули тент над столами. К 20:00 лагерь был готов! Но мы решили, что наколотые дрова трогать не станем, приберегая их на крайний случай. Сложили их в небольшую поленницу. Вечером мы напилили те дрова, которые удалось собрать. Аккуратно их сложили недалеко от костра и накрыли полиэтиленом – ведь ночью выпадает роса.

erg 2 erg 3 erg 5
Вечер первого дня все проводят по своему. Посиделки у костра перед сном.

Рюкзак с едой Женя предложил подвесить на ветке у дерева, дабы косолапый не смог добраться до еды. Так и сделали. Перед сном взорвали петарду и улеглись.

erg 4
Подвешивание рюкзака с провизией на ночь.

День второй.

На утро второго дня мы проснулись от того, что в палатках становилось невыносимо жарко. Уже в 8 утра солнце пекло нещадно. Мы развели костер, поели и через какое-то время отправились к машине за остальной частью наших продуктов. Предстояло налегке с пустыми рюкзаками спуститься вниз к дороге 7 км и затем подняться обратно. Вниз мы с Леной сбежали бегом за 1:15:00. Передохнув внизу и наполнив рюкзаки всем необходимым, уже через 20 минут, мы были готовы выдвинуться обратно. Но Женя ушел искать связь. Его не было долго. Устав ждать его, мы отдали его рюкзак на вахту, написали записку на бумаге и оставили ее на машине. После этого отправились обратно к лагерю. В этот раз идти было гораздо легче, ведь весу в рюкзаках было гораздо меньше. Если в предыдущий день меня чуть не вминало в землю под весом рюкзака, то сегодня я иду легко, непринужденно перескакивая по корням и камням. Как следствие этого, мы добрались до лагеря за 2 часа, в отличие от первого дня, когда тот же самый путь занял у нас аж 3 часа.

erg 6 erg 7
Загрузка второй партии вещей. Отдых по дороге к лагерю.

На подходе к лагерю мы увидели небольшой след медведя, достаточно свежий!
   Минут через 10-15 в лагерь подошел Женька. Обиды он не затаил, так как вполне понимал, почему мы ушли без него. Его поглотила сотовая связь!!!
    Мы снова приготовили еду, поели. Затем мы отправились за дровами на противоположный берег ручья. В этот раз мы принесли гораздо больше дров. У нас была с собой ножовка ЗВЕРЬ, так что дрова мы достаточно быстро напиливали. Только вот Андрюха сутра в порыве пиления приложил слишком много усилий, и у ножовки отпал один из трех держащих ручку болтов. Мы переставили оставшиеся два болта местами – больше ломать ножовку уже нельзя. Болтов больше нет.
    Отдохнув несколько часов, мы с Леной отправились на вторую тренировку. Маршрут проложили по ручью Медвежий вверх, затем планировали вскарабкаться на хребет, что у подножия Птицы, и обратно по этому хребту до оз. Медвежье, а затем в лагерь. Вверх по ручью вела тропа, но уже через метров 500 она закончилась. Тут же мы наткнулись на "Дровянной рай".

erg 9
"Дровянной рай", состоящий из упавших деревьев.

Дальше мы уже пробирались по кустам и камням без тропы. Но это конечно не смогло нас остановить. Так что через 1 час мы уже были на хребте. Дальше бегом сбежали вниз до оз. Медвежье. Вся тренировка заняла 2 часа.

erg 10 erg 11 erg 12
Виды с хребта у подножия Птицы. Вид на пик Звездный. Вид на оз. Светлое.

В этот день мы преодолели 20 км с общим набором высоты в 800 метров.
    Вечером мы еще немного попилили дрова, поели, повзрывали петарды перед сном, подвесили рюкзак с едой и улеглись спать.

День третий.

Кедровки с первыми лучами солнца начали трещать без умолку. Чуть позднее палатка снова начала превращаться в баню! Утренний моцион, состоящий из разведения костра, приготовления еды и развешивания отсыревших за ночь вещей доходил уже до автоматизма!
   Сегодня утром мы планировали сходить на Слоника через Видовку. Где-то в 10:30 мы выдвинулись. Мимо оз. Медвежье, затем обходим оз. Светлое и лезем в гору. На оз. Светлом народу было тьма тьмущая. Встретив знакомого мужчину, мы немного поболтали. Он поведал нам, что тут даже Excellent из Красноярска стоит. Их очень много и они весьма шумные. Мы ему посочувствовали, еще раз в душе порадовавшись тому, что мы стоим совсем у другом месте, где тихо! После этого мы не попали сразу на нужную нам тропу. В итоге по какой-то тропе мы поднялись в часть слона, и тут тропа исчезла. Пришлось нам пробиваться через лес, в надежде выпасть на нужную нам тропу, которая должна была подойти справа снизу. Все получилось, тропа была поймана, и мы отправились вверх на Видовку.

erg 13 erg 14 erg 15
Передышки по дороге к Видовке.

Несколько групп тоже двигались нашим маршрутом. Жара стояла приличная, как и в предыдущий день. Нам приходилось довольно так часто пить, отдыхали мы через 20-30 минут по 5 минут. Мы перемахнули через Видовку, сделав на ней несколько снимков, и достаточно быстро прошли мимо Слоников. Дойдя до места, дальше которого уже нельзя идти, мы развернулись и отправились обратно.

erg 16 erg 18
На Видовке и на Слониках.

Обратный путь мы с Леной преодолели бегом. На Медвежьем озере мы искупнулись. Парни нас догнали, тоже купнулись и мы все вместе отправились в лагерь. При этом запланировав вернуться к озеру после обеда и покупаться.

erg 19
 Купание на Медвежьем озере.

Подходя к лагерю, я увидел, что у нас на поляне появилась еще одна палатка. А когда мы уже пришли, то увидели, как группа людей готовит себе еду, сжигая наши дрова. Все их вещи разбросаны по всем столам, сапоги и носки валялись повсюду. Наши ребята высказали этим гостям, что так не делается! После чего на столе наметился порядок.
    Оказалось, что группа состояла из 3 человек: деда, отца и сына. Это была одна семья, и они шли какой-то недельный маршрут. Они собирались переночевать в нашем лагере, и утром двинуться дальше по своему маршруту. Мы им намекнули, что неплохо было бы дров принести и никаких проблем. Самый молодой из этой троицы, возрастом 14 лет, отказался пилить дрова, оправдываясь тем, что костер ему не нужен вечером. Термобелье и палатка – его друзья! Зато его отец и дед в тандеме достаточно быстро справились с теми дровами, которые принесли. Вот что значит старая школа!!!
    Вечерней тренировки не было, так как на следующий день был запланирован длительный поход на 10-12 часов. В этот день мы преодолели 12 км с общим набором высоты в 630 метров.
    После обеда мы перетянул тент над столами. После завершения данной операции, тент закрывал уже больше площади над столами, чем ранее. Лагерь был прокачан до уровня 3!

erg 20
Внешний вид базового лагеря.

Затем я решил попилить крупные дереья, которые мы принесли. Но ножовка не выдержала. Раскрутился еще один болт. Его мне удалось найти через минут 10-15, но вот гайку не удалось найти. Варианта было два: либо мы каким-нибудь образом ремонтируем ножовку на месте, либо мне нужно спускаться к машине за второй ножовкой. Но русская смекалка непредсказуема! Посовещавшись с Женей, мы решили вогнать в дырки из под болтов гвоздь. К слову, гвоздей валялось вокруг достаточно много. Только часть из них были уже проржавевшими. Нам удалось найти более менее выживший гвоздь 100 мм. И ремонт начался. Через минут 10 у меня в руках была новая усиленная ножовка, прокачанная до версии 2.0. Я попробовал попилить – КРУТО!!!

pila pila 1
Усиленная гвоздем ножовка версии 2.0.

После ужина мы поиграли в карты, и пошли на боковую. В 12 часов ночи меня из сна очень резко выдернул сильный и громкий хлопок прямо около палатки. Оказалось, что это дед взорвал петарду без предупреждения. Данный факт нас с Леной прилично напряг!
    Ночью пошел дождь.

День четвертый.

Подъем планировался в 7:00. Но в это время шел дождь. Мы полежали еще полчаса – дождь не унимался. Он шел почти всю ночь. Я начинал хотеть есть, нужно было вставать и разводить костер. Благо, что дрова мы накрываем полиэтиленом каждую ночь. Но я боялся, что дождь не даст мне развести костер быстро.
    Когда я вышел из палатки, то увидел, что на месте костра дымятся дрова, прикрытые корой. И один человек из пришедшей вчера группы, сидит под тентом и лицезрит это действо! Но мне нужен был не дым, а костер.
   И тут я понял, как можно использовать висящий между деревьями на большой высоте большущий кусок полиэтилена. Это был навес для костра. Просто стоек не было воткнуто в землю. Но стойки лежали около двух больших деревьев. У нас было много бечёвки, так что я тут же принялся исполнять свой план с навесом, прибегнув к помощи человека из-под тента! Достаточно быстро мы собрали новое инженерное сооружение в нашем лагере. Теперь на место для костра и вокруг него не попадала вода. А это значит, что можно разжигать нормальный костер! Чем я и занялся. Через 10 минут мы уже подогревали воду для каши и чая! Класс! Наш лагерь снова прокачан, до уровня 4!
    Утро было тоскливое и скучное. Дождь то прекращался, то снова начинался с неудержимой силой. Стало ясно, что сегодня мы не пойдем запланированным маршрутом. Вместо этого мы решили обсудить итоги Минусинского рогейна, а так же проанализировали маршруты победителей.
    В районе 14:00 небо вдруг стало проясняться. Дождь прекратился. Мы пообедали и в 15:30 я, Лена и Женька отправились в незапланированную вылазку на перевал Тушканчик. Лена и Женька остались на перевале, а я побыстрому в интенсивном темпе за 25 минут взобрался на гору Тушканчик. Оттуда открывались прекрасные виды на юг. Северный склон горы был истерзан скалами, которые будто множество дисков были воткнуты ребрами в тело горы на самом ее краю. Вниз уходили практически отвесные скалы, формируя собой форму огромной чаши. Для меня, боящегося высоты, этот вид был жутковатым! Высотная отметка относительно уровня моря составляла в этом месте 2000 метров.
    Сбежав с горы до перевала за 8 минут, я присоединился к остальным в собирании травы.
   Обратно в лагерь мы вернулись спустя 3,5 часа. В этот день мы преодолели 11 км с общим набором высоты в 770 метров.
    Семейная группа к этому времени уже ушла.
    Поужинав, мы пообсуждали тренировки следующего дня. Посидели у костра, взорвали петарды и легли спать.

День пятый.

Ночью чуть-чуть покапал дождь. Но наутро дождя не было. Мы встали к 8:00. Сегодня мы собирались пройти запланированный на вчера маршрут. Немного сыровато, но это не помешает нам преодолеть запланированные перевалы. Мы поели, приготовились, упаковали рюкзаки и выдвинулись в 10:00.
    Маршрут: руч. Медвежий - оз. Медвежье - оз. Светлое – оз. Золотарное (Малахитовое) – пер. Пикантный – оз. Цветные – пик Зуб Дракона – оз. Цветные – оз. Горных Духов – пер. Птица – оз. Медвежье – руч. Медвежий.
    Мы достаточно быстро добрались до озера Малахитового. Прошли через курумник и стали подниматься в перевал. Оглянувшись во время очередного перерыва, мы увидели огромную группу людей, догоняющую нас. Их было около 20 человек. Во время следующего нашего перерыва эта группа прошила нас. Народ был в ней совершенно разношерстный. У некоторых людей были перебинтованы колени. Они шли не отдыхая до верха перевала. Мы после отдыха догнали их и перед верхом обогнали. Устроили себе небольшие соревнования. После этого нашему взору предстал каменистый и достаточно крутой спуск вниз. Еще и сыпучий. Пока мы по нему спускались, помогая друг другу, вдруг обнаружили, что нас снова обгоняет все та же группа. Оказывается, где слева от нас есть новая тропа, совершенно безопасная! Хе хе!
    Спустившись с перевала, предстояло пройти по курумнику и затем спуститься к озерам Цветные. Группа же отправилась сразу на Зуб дракона. Мы спустились к озеру. Там Лена и Андрюха планировали подождать, пока мы с Женькой сходим на Зуб Дракона.
    Нам с Женькой удалось покорить Зуб Дракона за 2 часа. Долго. Женьке на последнем этапе подъема стало очень тяжело. Но он не сдавался и целеустремленно двигался вперед. Ну а мне ничего не оставалось, как подбадривать его. Очень частые остановки заняли много времени. Но на вершине это уже было не важно!!! Там была куча народу. Все фотографировались, позировали, кто-то кушал. Пока все это происходило, я заприметил на другой стороне ущелья (севернее Зуба Дракона) одно местечко, которое хотел бы посетить в следующий раз. Как оказалось – это Цирк.

zub zub 1 zub 2 zub 3
Виды с пика Зуб Дракона.

Вниз мы спускались уже по другой тропе, потому как спускаться там, где мы лезли через какую-то расщелину – нам казалось практически невозможным и крайне опасным занятием!
    Спустившись к озеру за 35 минут, мы нашли Лену и Андрюху. Они уже сварили обед. Мы пообедали и отправились дальше.

zub 4
Отдых у оз. Цветные. Перекус.

Прошло уже около 6 часов. Далее нам предстояло траверсом пройти до оз. Горных Духов. Все осложнялось тем, что почти весь это кусок проходил через курумник. Наши с Леной колени уже начали поднывать.
    Добравшись до оз. Горных Духов, нашему взору предстал перевал Птица. Достаточно быстро мы добрались до подножия перевала. Отдохнули, подкрепились и отправились штурмовать перевал. В этот перевал мы поднимались используя технику 100 шагов. Лена все время была впереди. Она считала шаги. После каждых 100 шагов необходимо было отдыхать в течении 10 вдохов. Но как выяснилось уже на перевале, Лена слукавила, и вместо 10 вдохов отсчитывала 5! Таким вот манером мы залезли в перевал Птица за 1 час. В самом начале похода была идея, заскочить на плечо Птицы по дороге, но поднывающие колени напоминали, что лучше этого не делать.
    Дальше мы быстренько спустились с перевала и по хребту (по основной тропе) направились к оз. Медвежье. В лагере мы были спустя 11 часов после начала нашего маршрута.
    В этот день мы преодолели 23 км с общим набором высоты 1800 м. Преодолели 2 перевала, высотой 1900 и 2100 м от ур.м..

День шестой.

Утро было солнечным. Ноги были немного ватными!
    Проснувшись, я услышал какой-то шум, затем сидя в палатке я увидел, как какой-то мужик с большим рюкзаком подходит к нашему лагерю. Он снял рюкзак, прислонил его в скамье и повернулся ко мне. Я узнал в этом мужике Ширнина Виктора. Вот это да! Мы тут же все повыползали из палаток и стали шумно общаться и обмениваться впечатлениями. Одновременно с этим, мы стали готовить завтрак. Оказалось, что Виктор вел группу солдат, которые находились на тренировочных сборах в Ергаках. Мы немного поболтали, обменялись всякой вкуснятиной. Затем за Витей зашли ребята в камуфляжной форме. И он отправился вместе с ними по направлению к перевалу Тушканчик.
    После завтрака мы с Леной решили сходить радиалку до озера Мраморное. А от озера Мраморное пройти через перевал Мраморный, затем на Птицу и в лагерь. Все это потихоньку, в очень слабом темпе. Женька и Андрей с нами не пошли. Женя поведал нам, что через перевал Мраморный можно подняться, только есть там одно место, вызывающее сложности. Мы, понадеялись, что такого, как на Зубе Дракона не будет, и отправились на тренировку.
    До оз. Мраморное мы добрались быстро, миновав по дороге водопад Мраморный. К слову, весьма красивый водопад! Жаль, что я не взял фотоаппарат с собой в этот день. От озера Мраморное мы стали забирать вправо, в сторону курумника. По турикам нам удалось добраться до того места, где справа приходила тропа. Видимо, мы в самом начале еще у озера пошли не по той тропе. По этой тропе мы начали двигаться вверх. Когда мы глядели снизу на ту расщелину, по которой предстояло нам пройти, становилось как то не по себе. Мы чувствовали, что столкнемся со сложностями. Я начал переживать за Лену. Предложил ей пойти в лагерь в обход. Но Лена отказалась, и мы двигались все выше. Преодолев курумник, наш путь пролегал по расщелине, где Лене не хватало длинны рук и ног, чтобы цепляться за выступы. Я помог ей преодолеть это место. Дальше появилась сыпучка, а склон стал практически отвесным. Нам обоим стало страшно. Мы практически без отдыха на одном дыхании преодолели весь оставшийся кусок перевала и вывалились на перегиб. А с другой стороны вообще практически нет скал – трава и совершенно не крутой склон. Перевал Мраморный был преодолен, высота 1940 м от ур.м.
  После этого мы передохнули, перекусили. Лена отправилась по тропе траверсом на противоположный хребет. А я решил подняться на Птицу (2140 м). Быстренько заскочил на Птицу. Там сидели группы людей и разговаривали по сотовым телефонам. Да уж, чтоб позвонить, необходимо подняться так высоко!
    Вниз я сбежал довольно резво, состыковался с Леной и вместе мы побежали вниз к лагерю по тропе. Легкая прогулка превратилась в опасное и весьма авантюрное мероприятие.
В этот день мы преодолели 11 км, с общим набором высоты 780 м за 4 часа.
    После обеда, все ребята отправились топить баню по черному. Металлическая печка, обложенная кучей камней, располагалась ниже по ручью в 300 метрах от нашего лагеря. Мы насобирали дров, затопили печь. А пока печь топилась, мы начали создавать запруду на части ручья, что бы можно было после баньки окунуться. Через 1,5 часа запруда была готова. Уровень воды в данном месте достигал примерно 700-800 мм. Не густо конечно, но окунуться и помыться можно. Спустя 3 часа мы решили начать греться. Все камни конечно не прогрелись за такое малое время, но верхняя часть успела прокалиться. И нам хватило этого, чтобы сделать в баню 4 захода.
    Пока мы находились в бане, нам с Леной пришла мысль насчет такой бани прямо около нашего лагеря в будущем. Надеемся, что удастся реализовать эту идею.
    Спать в этот день легли пораньше, утром предстояло рано вставать.

День седьмой.

Проспали. Встали в 8:00. Дождя пока не было. Это хорошо. Быстренько кушаем. И начинаем собираться. Под конец сборов, перед самым выходом пошел дождь. Сегодня будем тренировать психологическую устойчивость!!!
    Мой рюкзак был снова тяжелый. Лямки потихоньку врезались мне в плечи, поэтому каждые 40 минут мне приходилось снимать рюкзак, чтобы дать отдохнуть плечам. Парни ушли вперед, мы с Леной отстали, так как шли крайне медленно по камням и корням. Тяжелые рюкзаки сильно повышали риск упасть на спусках. Так что мы шли аккуратно. 7 км до машины мы спускались 2 часа, и все это время нас мочило дождем. Выйдя к машине, мы были уже насквозь мокрыми. Очень быстро мы упаковали все вещи в машину, я так быстро никогда в жизни машину не укомплектовывал. Парни нас уже ждали внизу переодетые, мы с Леной по-быстрому переоделись и загрузились в машину.
    Дальше нас ждала 10 часовая поездка до дома. От веса рюкзака у меня стали побаливать мышцы на ногах и связки сзади коленей. Мы доехали до Минусинска, выгрузили Женьку и отправились в Красноярск через Курагино.
    В 23:00 мы с Леной зашли домой с рюкзаками, сумками и так далее. Стало интересно, сколько же все-таки весил мой рюкзак. Взвесили его - вес оказался 26 кг. Однако!

Итог.

Ergaki 20 07
Карта с маршрутами всех дней.

Наш символический тренировочный сбор можно считать успешным. С погодой нам повезло почти во все дни! Много ходили по времени. Жили на высоте 1460 м. Всего за 7 дней мы преодолели 91 км, набрав общий набор высоты 5310 м. Всего на тренировки ушло 33,3 часа.
    Пройдено 4 перевала высотой 1900-2100 м., четыре раза поднимались на высоту 2000-2100 м.

Треки пяти дней из семи можно посмотреть на электронном портале STRAVA:

Живописные места, и обширный район со сложным рельефом дают прекрасную возможность для тренировок в Ергаках. Непременно нужно повторить подобное мероприятие в следующем году, а может и раньше!